Внесудебный порядок взыскания задолженностей по страховым взносам 2019 год

Обязанность по уплате взносов

Первое и главное, о чем должен знать предприниматель: обязанность уплачивать страховые взносы возникает одновременно с фактом регистрации в качестве предпринимателя, а не с того момента, когда ИП фактически начал вести предпринимательскую деятельность. Этот вопрос неоднократно становился предметом рассмотрения и в Конституционном суде РФ, и в ныне упраздненном Высшем арбитражном суде РФ.

Такая норма предусмотрена законодательством потому, что, уплачивая страховые взносы, предприниматель формирует свои пенсионные права. Ведь именно сумма уплаченных взносов является основой для исчисления пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом каждый день нахождения в статусе предпринимателя включается в стаж для исчисления пенсии.

Следовательно, даже если предприниматель не ведет деятельность, он обязан уплачивать страховые взносы со дня, следующего за днем государственной регистрации ИП. Кроме того, необходимо помнить, что если ИП работает где-то по трудовому договору и за него уплачиваются страховые взносы работодателем, то это не является основанием для освобождения от уплаты взносов «за себя».

Поэтому, если ИП прекратил предпринимательскую деятельность, необходимо задуматься о целесообразности наличия статуса индивидуального предпринимателя. Возможно, пришло время подать заявление в налоговую инспекцию о прекращении предпринимательской деятельности.

Порядок взыскания

Взыскание задолженности с предпринимателя осуществляется во внесудебном порядке. Это означает, что фонду не нужно обращаться в суд за судебным решением. Законом предусмотрен порядок так называемого бесспорного взыскания.

Процедура принудительного взыскания включает в себя несколько этапов:

— направление требования об уплате недоимки, пеней и штрафов, установление срока для его добровольного исполнения;

— обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах плательщика страховых взносов в банках;

— обращение взыскания на иное имущество плательщика страховых взносов.

Следует отметить, что каждое действие на любом из этапов строго формализовано, и нарушение на любом из этапов может привести к признанию действий контролирующих органов незаконным, что, в свою очередь, освободит плательщика от необходимости погашения задолженности. Поэтому нормы Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) о принудительном взыскании необходимо знать каждому плательщику.

Требование об уплате недоимки

Направление требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов является первым этапом действий органов контроля по принудительному взысканию задолженности.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. То есть, строго говоря, требование — это напоминание плательщику.

Основанием для направления требования является выявление недоимки органом внебюджетного фонда.

Срок направления требования зависит от вида взыскиваемой задолженности. Если речь идет о текущих долгах, требование об уплате направляется плательщику в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. Учитывая, что срок уплаты страховых взносов не позднее 31 декабря текущего года, ежегодно до конца марта требования должны быть направлены фондом.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать срок для добровольного исполнения. Минимальный срок установлен законом: требование должно быть исполнено в течение десяти календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля, в котором плательщик страховых взносов состоит на учете.

Что касается способов направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, то их три:

1) лично под расписку;

2) по почте заказным письмом;

3) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Взыскание недоимки за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика

В случае неуплаты недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам в размере и в срок, указанные в требовании, орган контроля осуществляет взыскание недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам за счет средств, находящихся на счетах плательщика в банках. Порядок действий контрольного органа установлен ст. 19 Закона № 212-ФЗ.

Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках (далее — решение о взыскании), может быть принято только после истечения срока для добровольного исполнения требования.

Принятое в установленный законом срок решение о взыскании доводится до сведения плательщика страховых взносов в течение шести дней после дня вынесения указанного решения. После принятия распорядительного документа — решения о взыскании, которое может быть самостоятельным предметом обжалования, орган внебюджетного фонда принимает еще один документ, который непосредственно будет исполняться банком, — инкассовое поручение. Оно направляется в банк, в котором открыты счета плательщика.

Взыскание недоимки за счет иного имущества плательщика

Что произойдет, если на счетах плательщика нет денежных средств либо их недостаточно? В этом случае взыскание должно быть обращено на иное имущество плательщика.

Законом установлены два основания для взыскания страховых взносов за счет иного имущества плательщика в соответствии со ст. 20 Закона № 212-ФЗ:

1) недостаточность или отсутствие денежных средств на счетах плательщика страховых взносов;

2) отсутствие информации о счетах плательщика у органа контроля.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 28.05.2013 № 333/13 указал: меры принудительного взыскания недоимки по страховым взносам (за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества должника) представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания задолженности, а не самостоятельные независимые друг от друга процедуры.

Таким образом, все три этапа принудительного взыскания (направление требования, принятие решения о взыскании и направление в банк инкассового поручения, принятие и направление в службу судебных приставов постановления об обращении взыскания на имущество) могут применяться только последовательно, в строгой очередности и в рамках предусмотренных законом процедур и сроков.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона № 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля в форме соответствующего постановления. Принятый документ направляется судебному приставу — исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон № 229-ФЗ).

Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов. Либо в случае если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых ПФР, 1500 руб., а в части платежей, администрируемых ФСС России, 500 руб., постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования.

Постановление направляется в отдел ФССП России, в котором должны совершаться исполнительные действия по исполнению постановлений территориального органа фонда, который определяется в отношении ИП по месту его жительства, месту пребывания или месту нахождения его имущества.

Необходимо отметить, что Законом № 212-ФЗ не предусмотрено вручение копии постановления плательщику. Поэтому о том, что фонд осуществляет принудительное взыскание, плательщик, скорее всего, узнает именно от судебного пристава — исполнителя.

Что делать?

Что можно посоветовать предпринимателю, попавшему в такую ситуацию? Прежде всего, необходимо письменно запросить в фонде информацию о направлении в его адрес требований за все годы, начиная с 2008 г., с приложением реестров заказных писем, а также информацию о принятых по этим требованиям мерах принудительного взыскания с приложением копий соответствующих документов. Одновременно нужно обратиться в службу судебных приставов и ознакомиться с материалами исполнительных производств. Все полученные документы необходимо внимательно изучить с точки зрения вышеизложенных правил о процедурах и сроках взыскания. Если вы увидите, что фонд не направлял вам требование либо нарушил срок принятия постановления, нужно будет обжаловать такие документы либо в вышестоящий орган, либо в суд.

Только не забывайте, что неуплаченные страховые взносы — это отсутствующие пенсионные права. И если вы не планируете заниматься предпринимательством, как можно быстрее нужно обратиться в налоговый орган с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности.

Содержание

Это интересно:  Банк тинькофф узнать задолженность по кредиту 2019 год

О взыскании задолженности по страховым взносам с индивидуальных предпринимателей в интервью с главным специалистом-экспертом отдела организации взыскания задолженности ОПФР по Воронежской области, Барановым Виталием Юрьевичем

04 марта 2015

О взыскании задолженности по страховым взносам с индивидуальных предпринимателей.

1. Расскажите о сроках уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями?

В случае, если срок уплаты приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока уплаты считается ближайший следующий за ним рабочий день.

2.Каким образом предприниматель будет уведомлен о наличии задолженности по страховым взносам и пени? Можно поподробнее рассказать о том, как рассчитываются пени?

Предварительно орган Пенсионного фонда направляет плательщику требование об уплате недоимки, пеней и штрафов с указанием, срока, в который предлагается уплатить указанные суммы.

Требование направляется плательщику в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.

Требование передается плательщику – физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанными способами требование вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма. Также требование может быть направлено плательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, при этом форматы, порядок и условия направления плательщику требования устанавливаются органами ПФР.

К требованию прилагается расчет пеней.

Пенями признается денежная сумма, которую плательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом срок.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов. Пени уплачиваются помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.

Пени начисляются до дня фактической уплаты недоимки. Расчет пеней производится в процентах от не уплаченной вовремя суммы с применением процентной ставки, равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в этот период.

Федеральным законодательством №212-ФЗ установлены случаи, когда пени не начисляются, а именно:

— если плательщик не мог погасить недоимку в силу того, что по решению суда были приостановлены операции по его счетам в банке или наложен арест на его имущество. В этом случае пени не начисляются за весь период действия данных обстоятельств;

— не начисляются пени также на сумму недоимки, которая образовалась у плательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по другим вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, которые даны были ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля в пределах его компетенции.

3.А если предприниматель, имеющий задолженность, не уплатит добровольно суммы, указанные в требовании? Каким образом будет производиться взыскание?

Если плательщик добровольно не уплатит суммы, указанные в требовании, то обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства плательщика в банках.

Для этого орган ПФР принимает Решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств. Решение о взыскании может быть принято в отношении одного или нескольких требований одновременно.

По общему правилу решение о взыскании принимается не позднее двух месяцев после истечения установленного срока уплаты по требованию и вступает в силу с даты его принятия.

Стоит отметить, что эти положения не распространяются на порядок взыскания задолженности с плательщиков, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве.

На основании решения о взыскании орган контроля оформляет инкассовое поручение на списание и перечисление в бюджет денежных средств.

Поручения органа контроля направляется в банк, в котором открыты счета должника, в том числе в электронном виде, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежат безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Взыскание страховых взносов может производиться с расчетных (текущих) счетов в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте. Взыскание страховых взносов со счетов в иностранной валюте производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату продажи иностранной валюты.

При наличии депозитного счета орган контроля взносов вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет должника.

Инкассовое поручение исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание страховых взносов производится со счетов в валюте Российской Федерации, и не позднее двух операционных дней, если взыскание страховых взносов производится со счетов в иностранной валюте.

4. Если у страхователя недостаточно или отсутствуют денежные средства на счетах или отсутствует информация о счетах, в каком порядке тогда будет производиться взыскание?

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика или при отсутствии информации о счетах плательщика орган ПФР вправе взыскать задолженность за счет иного имущества должника.

Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика принимается руководителем органа контроля (заместителем руководителя) в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом об исполнительном производстве.

Постановление о взыскании страховых взносов принимается в отношении одного или нескольких требований одновременно.

Постановление о взыскании за счет имущества должника принимается в течение одного года после истечения срока исполнения по требованию.

5.Если предприниматель в 2015 году прекращает деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и у него имеется задолженность, как в данном случае производится ее взыскание?

В случае неисполнения плательщиком страховых взносов — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье — физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции.

Заявление о взыскании подается в суд, если общая сумма страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 500 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования сумма задолженности превысила 500 рублей, орган ПФР обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 500 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования сумма задолженности не превысила 500 рублей, орган ПФР обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока.

Следует обратить внимание, что размер страховых взносов напрямую зависит от дохода плательщика страховых взносов:

— расчет суммы годового взноса по обязательному медицинскому страхованию не изменился, он равен произведению МРОТ и тарифа страховых взносов в ФОМС, увеличенному в 12 раз, и составляет 3 399,05 рублей.

Но величина отчислений, рассчитанных таким способом, не будет расти бесконечно. В данном случае сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд, увеличенное в 12 раз.

Данные о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период представляются в органы ПФР налоговыми органами. Указанные сведения являются основанием для направления требования об уплате недоимки, а также дальнейшего взыскания задолженности.

Таким образом, в случае прекращения плательщиком деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и снятии его с регистрационного учета, плательщик должен подать в налоговые органы соответствующие сведения о своих доходах.

В случае непогашения задолженности по требованию, органы ПФР будут руководствоваться ст. 21 Федерального закона №212-ФЗ и осуществлять взыскание задолженности с физического лица, не являющего индивидуальным предпринимателем в судебном порядке. Заявление о взыскании страховых взносов подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования.

Взыскание задолженности по страховым взносам

О взыскании задолженности по страховым взносам с индивидуальных предпринимателей в интервью с главным специалистом-экспертом отдела организации взыскания задолженности ОПФР по Воронежской области, Барановым Виталием Юрьевичем

Но величина отчислений, рассчитанных таким способом, не будет расти бесконечно. В данном случае сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд, увеличенное в 12 раз.

Порядок взыскания недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам

В соответствии с ч. 5.4 и 5.5 ст. 19 Закона № 212-ФЗ Фонд может взыскать недоимку через суд, обратившись туда не позднее 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате, но не ранее окончания срока на бесспорное взыскание. Для небольших сумм 6-месячный срок, отведенный на обращение в суд, отсчитывают с даты истечения 14 месяцев, в течение которых по ним можно принимать решение о взыскании (ч. 5.6 ст. 19 Закона № 212-ФЗ).

Взыскание задолженности по страховым взносам

Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов. Либо в случае если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых ПФР, 1500 руб., а в части платежей, администрируемых ФСС России, 500 руб., постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования.

Недоимка по страховым взносам в ПФР, ФСС, ФФОМС: расчет пени

Ежемесячный обязательный страховой платеж предусмотрен для лиц, выплачивающих вознаграждения наемным работникам и отчисляющих с этих сумм взносы на различные виды страхования (для работодателей, в роли которых могут выступать иностранные или российские юрлица, ИП, частнопрактикующие лица).

ФНС взыщет старые долги по страховым взносам

Бухгалтерам и руководителям организаций, в которых образовались недоимки по страховым взносам, долги по пеням и штрафам, за период до 1 января 2019 года, надо побеспокоится об их скорейшем погашении. В противном случае им придется иметь дело с налоговой службой, которая намерена взыскать в судебном порядке даже те долги, по которым истек срок давности.

Это интересно:  Кредиторская задолженность перед учредителями 2019 год

В каком порядке взыскивается недоимка по взносам на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование

Недоимка может быть выявлена в результате камеральной или выездной проверки плательщика страховых взносов (ч. 1 ст. 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Правила проведения проверок установлены статьями 34 и 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. На основании этих правил фонды разрабатывают внутренние документы, регламентирующие деятельность проверяющих. Например, порядок организации выездных проверок территориальными отделениями Пенсионного фонда РФ регулируется Методическими рекомендациями, которые утверждены распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Недоимка по страховым взносам в ПФР

До 01.01.2019 г. контролем за взносами на обязательное пенсионное и медицинское страхование занимался ПФР. При образовании за страхователем задолженности, Пенсионный фонд имел право на взыскание с него недоимки, пеней и штрафов, согласно закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Но сегодня страховые взносы, в том числе и «пенсионные», курирует налоговая служба, ей же принадлежит и право взыскания задолженности. Как теперь нужно погашать недоимку по взносам, образовавшуюся до и после вступления в силу новой главы 34 НК РФ, мы расскажем в этой статье.

Взыскание задолженности по страховым взносам в ПФР и ФСС

Взыскание задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд и в Фонд социального страхования может производиться в бесспорном порядке, а в определенных случаях через суд . В данной статье будет предоставлена информация юридическим лицам и предпринимателям г. Краснодара и Краснодарского края о том, как происходит процедура взыскания страховых взносов

Письмо Федеральной налоговой службы от 12 декабря 2019 г

На основании изложенного, Федеральная налоговая служба указывает на необходимость приостановления налоговыми органами работы по взысканию в судебном порядке недоимки по страховым взносам, пеням и штрафным санкциям по страховым взносам, являющейся невозможной ко взысканию в случаях, указанных в пункте 3 статьи 19 Закона № 250-ФЗ.

Взыскание пеней, начисленных на задолженность по страховым взносам, срок взыскания которой истек (Лермонтов Ю

О принудительном взыскании недоимки по страховым взносам за счет имущества должника (Логинова Е

По мнению автора, положения ч. 2 ст. 22 Закона N 212-ФЗ ущемляют законные права и интересы плательщиков страховых взносов, поскольку наделяют ревизоров внебюджетных фондов не ограниченным процессуальными сроками правом по выявлению и (как следствие) взысканию задолженности по страховым взносам. И указанное право фонды, конечно, используют в своих интересах. Об этом свидетельствует арбитражная практика.

Взыскание задолженности по страховым взносам

1. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2019 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Взыскание недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов

Форма постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (ч. 6 ст. 20 Закона N 212-ФЗ).

Страховые взносы: списание безнадежных долгов по страховым взносам

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц, о чем сказано в п. 6 ст. 22 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

Принудительное (досудебное) взыскание недоимки по страховым взносам: ошибки, совершаемые органами контроля

Налоговая проверка», 2012, N 6

Федеральным законом N 212-ФЗ установлен порядок принудительного взыскания недоимки по страховым взносам. Нарушение данной процедуры на каком-либо этапе ведет к признанию необоснованным самого факта взыскания недоимки даже при наличии фактической недоимки у плательщика страховых взносов. Промахи, совершаемые чиновниками органов контроля за уплатой страховых взносов и позволяющие плательщикам страховых взносов оспаривать правомерность взыскания недоимки, рассмотрим на основании сложившейся арбитражной практики.

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Неоднократное направление требования об уплате недоимки

Действующим законодательством установлена определенная последовательность осуществления органом контроля за уплатой страховых взносов действий по принудительному взысканию со страхователя недоимок по уплате страховых взносов — процедура принудительного бесспорного (внесудебного) взыскания, первым этапом осуществления которой является направление страхователю требования об уплате страховых взносов, пеней, штрафов.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. В случае если требование выставляется по результатам проверки, данный срок ограничивается десятью днями со дня вступления в силу соответствующего решения (ч. 3 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ).

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение десяти календарных дней со дня его получения, если более продолжительный период времени не указан в этом требовании (ч. 5 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ).

При направлении требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма (ч. 7 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ).

Частью 8 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в случае, если обязанность плательщика страховых взносов по уплате страховых взносов, пеней и штрафов изменилась после направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить плательщику страховых взносов уточненное требование.

Трактуя данные положения в свою пользу, органы контроля за уплатой страховых взносов искусственно увеличивают срок взыскания недоимки или обращения в суд.

Определением ВАС РФ от 27.08.2012 N ВАС-10502/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

28.06.2011 управление ПФР направило предприятию уточненное требование, определив срок его исполнения до 19.07.2011 и аннулировав требование от 16.02.2011.

В связи с тем что в установленный срок страхователь не исполнил требование в полном объеме и не уплатил в добровольном порядке начисленные страховые взносы и пени, управление ПФР обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании указанной суммы в судебном порядке.

Судьи заняли сторону плательщика страховых взносов, сославшись на положения ст. ст. 19, 20, 22 Федерального закона N 212-ФЗ, предусматривающих порядок последовательного применения процедур принудительного исполнения плательщиком обязанности по уплате задолженности по страховым взносам, согласно которым у ПФР отсутствует право неоднократного направления требования об уплате одних и тех же сумм недоимки и пеней.

Согласно ч. 8 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ направление уточненного требования предусмотрено исключительно в случае, если обязанность плательщика взносов, пеней и штрафов изменилась после направления первоначального требования.

Поскольку управление ПФР не представило доказательств того, что предприятие самостоятельно корректировало суммы страховых взносов и пеней, изменило обязанности по их уплате, а также с учетом того, что Федеральным законом N 212-ФЗ не предусмотрено аннулирование требований органов контроля за уплатой страховых взносов, суд пришел к выводу, что требование от 28.06.2011 выставлено повторно.

Определением ВАС РФ от 26.07.2012 N ВАС-9330/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Рассматривая подобные ситуации, судьи предлагают различные формулировки, но суть всегда одна:

  • Федеральным законом N 212-ФЗ не предусмотрено выставление повторных требований;
  • выставление повторных требований в ситуации отсутствия изменившихся обязательств плательщика страховых взносов приводит к искусственному увеличению срока для взыскания недоимки.

Данные выводы судей основаны на нормах ст. ст. 19, 22 Федерального закона N 212-ФЗ.

Приведем еще несколько примеров.

Нарушение срока вынесения решения о взыскании недоимки за счет денежных средств

Как определено ч. 5 ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ, решение о взыскании недоимки за счет денежных средств принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения этого срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Еще одной часто встречающейся ошибкой органов контроля за уплатой страховых взносов является принятие решения о взыскании за пределами двухмесячного срока, предусмотренного Федеральным законом N 212-ФЗ.

Определением ВАС РФ от 07.09.2012 N ВАС-11200/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Поскольку решение от 13.01.2011, не оспоренное обществом, вступило в законную силу по истечении десяти дней с момента его вручения обществу, суды указали, что предельный срок для принятия оспариваемого решения истек до 30.05.2011 (дата принятия обеспечительных мер в виде приостановления действия уточненного требования от 26.04.2011).

При этом суды отметили, что само по себе нарушение срока направления уточненного требования не влияет на оценку его законности и имеет значение при определении порядка взыскания в случае неисполнения данного требования в добровольном порядке.

При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным оспариваемое решение управления.

Определением ВАС РФ от 05.10.2011 N ВАС-12353/11 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Это интересно:  Возобновляемая кредитная линия с лимитом задолженности 2019 год

Федеральный закон N 212-ФЗ не содержит положений, согласно которым двухмесячный срок может быть продлен при наличии каких-либо уважительных причин.

Таким образом, пропуск двухмесячного срока, установленного для вынесения решения о взыскании, дает право органу контроля в течение шести месяцев (после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов) обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов недоимки и пени.

Инкассовое поручение направлено только в один банк при наличии у плательщика страховых взносов и других счетов, о которых органу контроля было известно

После принятия решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и доведения до сведения плательщика страховых взносов данного решения орган контроля за уплатой страховых взносов направляет инкассовое поручение в банк, где у плательщика страховых взносов открыт счет.

Положениями ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов направляется в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов — организации или индивидуальному предпринимателю, в том числе в электронном виде, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление страховых взносов должно содержать указание на те счета плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление страховых взносов, и сумму, подлежащую перечислению.

Нередко органы контроля направляют инкассовые поручения только в один из банков, в котором открыт счет плательщика страховых взносов и, убедившись в отсутствии (недостаточности) денежных средств на счете плательщика страховых взносов, переходят к следующему этапу взыскания задолженности по страховым взносам в принудительном порядке — взысканию недоимки за счет имущества плательщика страховых взносов.

Рассматривая сложившуюся ситуацию, суды пришли к выводу о нарушении ПФР установленного ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ порядка взыскания задолженности по страховым взносам, при этом они исходили из того, что ПФР не направлял инкассовые поручения в кредитные организации, где общество могло располагать денежными средствами для уплаты задолженности, кроме того, не представил доказательств отсутствия информации о счетах общества, не позволяющей направить в банки соответствующие инкассовые поручения.

Таким образом, вопрос о достаточности на счетах плательщика страховых взносов денежных средств и возможности выставления к ним инкассовых поручений не был исследован управлением должным образом.

Довод ПФР о достаточности направления инкассового поручения только к одному расчетному счету организации в банке судьи не приняли во внимание как основанный на ошибочном толковании ст. ст. 19, 20 Федерального закона N 212-ФЗ.

Содержащиеся в жалобе ПФР ссылки на неисполнение обществом обязанности по уведомлению органа контроля за уплатой страховых взносов об открытии (закрытии) счетов в банках, а также об отсутствии у последнего обязанности по розыску счетов должника судом отклонены как не имеющие правового значения для установления факта соблюдения ПФР процедуры принудительного взыскания недоимки по страховым взносам во внесудебном порядке.

Непринятие мер органом контроля для получения сведений о счетах должника

Нежелание органов контроля за уплатой страховых взносов предпринимать действия для получения сведений о счетах должника, а также желание побыстрее передать инициативу по взысканию недоимки по страховым взносам в руки судебных приставов приводит к формальному отношению чиновников к обязанностям, возложенным на них нормами Федерального закона N 212-ФЗ.

Так, в некоторых ситуациях специалисты ПФР в качестве подтверждения отсутствия данных о счетах плательщика страховых взносов прилагают к постановлению о взыскании недоимки за счет иного имущества плательщика страховых взносов, направляемой в службу судебных приставов, справку, из которой следует, что согласно выписке из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), предоставленной регистрирующим органом, информация о счетах плательщика страховых взносов в территориальном органе ПФР отсутствует.

Определением ВАС РФ от 29.06.2012 N ВАС-7906/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Следовательно, с 01.01.2011 имеющиеся в распоряжении территориального органа ПФР выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) не могут однозначно свидетельствовать о наличии или отсутствии у плательщиков страховых взносов счетов в банках и иных кредитных организациях.

Поскольку ПФР не принял меры для получения сведений о счетах должника, в том числе от банка и налоговых органов, суды сделали вывод об отсутствии у контролирующего органа оснований для обращения взыскания на имущество должника в порядке ст. 20 Федерального закона N 212-ФЗ.

Взыскание недоимки за счет имущества плательщика страховых взносов без взыскания ее за счет денежных средств

Согласно ч. 14 ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или отсутствии информации о таких счетах орган контроля вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке ст. 20 Федерального закона N 212-ФЗ.

При этом направление в службу судебных приставов постановления о взыскании задолженности за счет имущества плательщика страховых взносов допустимо исключительно в случаях отсутствия денежных средств или недостаточности их размера на расчетных счетах в банках, а также при отсутствии информации о таких счетах плательщика страховых взносов.

В некоторых ситуациях постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов — организации (индивидуального предпринимателя) выносится ПФР, минуя процедуру обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Действующим законодательством установлена определенная последовательность осуществления органом Пенсионного фонда действий по принудительному взысканию со страхователя недоимок по уплате страховых взносов — процедура принудительного бесспорного (внесудебного) взыскания, одним из этапов которой является обязательное вынесение решения о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов в банках в случае неисполнения в установленный срок требования об уплате этой недоимки.

Несоблюдение этой процедуры либо ее ненадлежащее исполнение безусловным образом влияет на оценку законности самого взыскания.

При этом взыскание сумм страховых взносов за счет иного имущества плательщика возможно только при отсутствии достаточных денежных средств для погашения такой задолженности.

Определением ВАС РФ от 29.06.2012 N ВАС-7906/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Следовательно, при отсутствии документов контролирующих органов постановление управления ПФР о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов не является исполнительным документом, на основании которого судебный пристав обязан возбудить исполнительное производство.

Определением ВАС РФ от 25.06.2012 N ВАС-7680/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Направление инкассового поручения в банк плательщика страховых взносов после истечения срока, установленного для принудительного взыскания недоимки

Рассматривая вопрос о принудительном взыскании недоимки по страховым взносам, следует иметь в виду, что в ст. ст. 19, 20 Федерального закона N 212-ФЗ определяются правила принудительного взыскания страховых взносов во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого контролирующий орган вправе взыскать страховые взносы без обращения в суд. Поэтому направление инкассового поручения в банк по истечении срока, установленного ч. 3 ст. 20 Федерального закона N 212-ФЗ , является недопустимым независимо от причин пропуска срока.

Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

Инкассовые поручения на взыскание спорной задолженности первоначально были выставлены 20.07.2010, которые 12.08.2011 были возвращены в связи с тем, что счет плательщика был закрыт.

Инкассовые поручения на взыскание страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней за I квартал 2010 г. направлены управлением ПФР в банк 22.08.2011, то есть за пределами годичного срока для бесспорного взыскания.

При таких обстоятельствах суды сделали вывод, что управление пропустило срок для бесспорного взыскания задолженности по указанным инкассовым поручениям, и правомерно признали действия управления по выставлению указанных инкассовых поручений незаконными.

Пропуск срока обращения в суд

Частью 4 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрен перечень случаев, когда взыскание недоимки осуществляется в судебном порядке. К ним относится взыскание недоимки:

  • с организации, которой открыт лицевой счет;
  • с организаций, являющихся в соответствии с гражданским законодательством РФ основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), в случаях, если на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) организаций, являющихся в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), — в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за соответствующими зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями);
  • с организаций, являющихся в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), в случаях, если на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) организаций, являющихся основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), — в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за соответствующими основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями);
  • с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате страховых взносов основана на изменении органом контроля за уплатой страховых взносов юридической квалификации сделки, совершенной таким плательщиком страховых взносов, или статуса и характера деятельности этого плательщика страховых взносов.

Одной из ошибок, совершаемых органами контроля за уплатой страховых взносов в данном случае, является неправильное исчисление сроков для обращения в суд.

Определением ВАС РФ от 13.02.2012 N ВАС-674/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Статья написана по материалам сайтов: www.pfrf.ru, zakonandpravo.ru, wiseeconomist.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector