Перечисление кредиторской задолженности прошлых лет 2019 год

Березин А.В., начальник финансово-экономического отделения ФГОУ СПО Пермская ССШ ФСИН России, капитан внутренней службы.

Как показывает практика обслуживания органами Федерального казначейства лицевых счетов бюджетополучателей, весьма часто приходится сталкиваться с проблемой правомерности и обоснованности оплаты в текущем финансовом году кредиторской задолженности, возникшей при исполнении денежных обязательств предыдущего года.

Действующим законодательством Российской Федерации установлено, что заключение и оплата федеральными учреждениями договоров, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, производится в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств и выделенного финансирования по соответствующим кодам экономической классификации с учетом ранее принятых и неисполненных обязательств.

Статья 103 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ О федеральном бюджете на 2006 год» устанавливает, что заключение и оплата федеральными учреждениями договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, производятся в пределах установленных им лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых, но не исполненных ранее обязательств.

Это означает, что, например:

  • выплата заработной платы за предыдущие периоды возможна за счет текущего финансирования, если это предусмотрено законом и другими нормативными правовыми актами;
  • оплата по договорам за предыдущий год, поскольку поздно представлен акт о выполнении работ, и т.д.

Объем превышения принятых обязательств над установленными лимитами не подлежит оплате за счет средств федерального бюджета и при заключении договоров на таких условиях является основанием для признания их судом недействительными.

Территориальные органы Федерального казначейства имеют право приостанавливать оплату расходов государственных учреждений, нарушающих порядок учета обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, установленный Правительством Российской Федерации.

Пунктом 36 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 г. N 101 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» установлена обязанность государственных учреждений при осуществлении закупок, начислении установленных денежных выплат, заключении договоров на поставку продукции (работ, услуг) и принятии иных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, исходить из утвержденных им в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на 2006 г.

Другое важное положение этой статьи заключается в том, что федеральные учреждения используют средства федерального бюджета в текущем году с учетом необходимости исполнения принятых и не оплаченных на начало года обязательств (т.е. кредиторской задолженности прошлых лет). Положения этой статьи позволяют сделать вывод о возможности организации решать самостоятельно о принятии новых денежных обязательств либо направлении бюджетных средств на оплату договоров, заключенных в прошлые годы.

Таким образом, основным критерием правомерности оплаты в текущем финансовом году кредиторской задолженности прошлых лет является наличие остатка неиспользованных лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам экономической классификации предыдущего года. Кредиторская задолженность признается санкционированной или несанкционированной для возможности ее оплаты за счет средств текущего финансового года по итогам рассмотрения условий и причин возникновения кредиторской задолженности в прошлый период.

Руководитель бюджетного учреждения, подписывая тот или иной договор, порождающий денежные обязательства, обязан исходить исключительно из наличия установленных и доведенных главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств, необходимых для реализации денежных обязательств. Важность данного положения заключается в том, что ответственность за финансовые последствия такого решения в порядке субсидиарной ответственности в соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации несет главный распорядитель средств федерального бюджета.

При этом с точки зрения бюджетного законодательства договор, заключенный организацией (часть договора, устанавливающая повышенные обязательства федерального бюджета) с нарушением требований ст. 103 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год», может быть признан судом ничтожным по иску главного распорядителя средств федерального бюджета или органа Федерального казначейства.

В случае отсутствия соответствующих расходов в сводной бюджетной росписи и соответственно отсутствия бюджетных обязательств из заключенного договора может и не возникнуть денежного обязательства, что делает невозможным оплату данного договора (денежного обязательства) за счет средств федерального бюджета.

С точки зрения гражданского законодательства договор, заключенный с превышением лимитов бюджетных обязательств и не принятый органом Федерального казначейства к исполнению, сохраняет свою юридическую силу, если он не признан ничтожным в установленном законом порядке.

Исходя из действующих технологий исполнения федерального бюджета по расходам, договоры, заключаемые бюджетополучателями о поставке товаров, работ и услуг за счет средств федерального бюджета, не подлежат обязательному учету в органах Федерального казначейства (кроме договоров об оказании коммунальных услуг и договоров аренды за пользование имуществом).

К сожалению, приходится констатировать, что механизм оплаты кредиторской задолженности не отработан. С одной стороны, исходя из положений п. 56 Инструкции «О порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Минфина России лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета» установлен перечень документов, являющихся основанием для правомерности проведения платежей по целевому назначению, которые бюджетополучатели представляют в органы Федерального казначейства. Вместе с тем для подтверждения правомерности оплаты кредиторской задолженности необходимо анализировать документы, подтверждающие учет кредиторской задолженности в соответствующих регистрах бухгалтерского учета, документы по фактическому исполнению лимитов бюджетных обязательств. Чтобы квалифицировать на стадии текущего контроля правомерность и обоснованность погашения кредиторской задолженности прошлых лет за счет средств федерального бюджета, выделенных в текущем бюджетном году, органы Федерального казначейства анализируют состояние бухгалтерского учета в части правильности отражения кредиторской задолженности в соответствующих регистрах бухгалтерского учета.

В процессе кассового обслуживания исполнения федерального бюджета органам Федерального казначейства, в том числе и при квалификации обоснованности оплаты федеральными учреждениями кредиторской задолженности прошлых лет, нередко приходится рассматривать правомерность возникших денежных обязательств по договорам, заключенным с нарушением механизма финансирования закупок для государственных нужд, который не предотвращает само возникновение кредиторской задолженности из договоров, заключенных с превышением финансовых полномочий.

Органы Федерального казначейства в процессе кассового исполнения федерального бюджета при осуществлении текущего контроля при проведении расходов федеральных бюджетных учреждений в пределах установленных им лимитов бюджетных обязательств могут предотвратить оплату несанкционированной кредиторской задолженности.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации и федеральным законам о бюджете на соответствующий год государственные учреждения имеют право заключать договоры на оказание услуг, выполнение работ, поставку товаров в пределах утвержденных им лимитов бюджетных обязательств, т.е. недопустимо заключать договоры на сумму, превышающую лимиты бюджетных обязательств. Из этого следует, что расходы по договорам на оказание услуг, выполнение работ, поставку товаров не могут превышать кассовые расходы при оплате фактически оказанных услуг, выполненных работ, поставленных товаров в текущем бюджетном году.

Таким образом, в случае наличия кредиторской задолженности сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств, т.е. превышения фактических расходов над кассовыми, возникает несанкционированная кредиторская задолженность. В этом случае обязательства, возникшие по договорам, принятым бюджетными организациями сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств, не подлежат оплате за счет средств федерального бюджета.

Следует учитывать, что лимиты бюджетных обязательств не препятствуют заключению договоров на поставку продукции (работ, услуг) на срок, превышающий пределы финансового года, с разбивкой исполнения договора поэтапно на несколько лет и оплаты за этапы в пределах лимитов на текущий бюджетный год.

Это интересно:  Методы взыскания просроченной задолженности 2019 год

Например, при финансировании работ по договорам, заключенным на капитальное строительство и ремонт, лимиты бюджетных обязательств на текущий год не препятствуют заключению договоров на срок в пределах действия договора, при этом оплате в текущем году подлежит стоимость выполненных работ по календарному плану в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий год.

Кредиторскую задолженность следует признать санкционированной в случаях, если:

  • договор был заключен в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, и в условиях неполного финансирования кассовые расходы по оплате договора не состоялись или были частично оплачены;
  • кредиторская задолженность была оформлена первичными документами, подтверждающими возникновение у получателя средств денежных обязательств по оплате за поставленные товары (накладные, акты приема-передачи), выполненные работы, оказанные услуги (акты выполненных работ, счета-фактуры);
  • подтвердилось наличие кредиторской задолженности по актам сверки расчетов с дебиторами и кредиторами, при этом сальдо расчетов с поставщиками или подрядчиками должно быть отражено в акте сверки развернуто — как по дебету, так и по кредиту субсчета 0030200000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в разрезе видов расходов, соответствующих экономической классификации расходов;
  • кредиторская задолженность была отражена в соответствующих регистрах бухгалтерского учета, а именно в прошлом году операции по учету и исполнению договора подлежали отражению в журнале операций N 4 «Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками (бюджетные средства)».

Если в результате рассмотрения документов кредиторская задолженность является несанкционированной, то органы Федерального казначейства не имеют правовых оснований для ее оплаты, иначе как по вступившим в силу решениям судов по вопросам взыскания задолженности бюджетных учреждений.

Исходя из положений ст. 103 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» следует, что оплата заключенного федеральным учреждением договора в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов федерального бюджета с учетом принятых и неисполненных обязательств в 2005 г. подлежит исполнению в 2006 г.

Согласно п. 4 Положения об учете территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 806 «О порядке учета территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета», договоры на поставку продукции, заключенные на срок, превышающий пределы финансового года, подлежат первоочередному учету в следующем году за счет лимитов бюджетных обязательств нового финансового года.

В соответствии с п. 16 Положения не завершенные в истекшем финансовом году обязательства по учтенным органами Федерального казначейства договорам на поставку продукции подлежат переучету в следующем финансовом году в пределах установленных учреждению лимитов бюджетных обязательств. Переучет обязательств осуществляется органами Федерального казначейства на основании представленных учреждением договоров на поставку продукции и расшифровок к ним. При переучете полностью или частично не исполненного в истекшем финансовом году договора со сроком исполнения, превышающим один финансовый год, к учету принимаются обязательства по договору, подлежащему оплате из средств федерального бюджета на следующий финансовый год.

Исходя из вышеизложенного, погашение кредиторской задолженности по обязательствам, принятым и не исполненным в прошлом году, осуществляется в пределах доведенных получателю лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на текущей год, соответствующих целевому назначению производимых расходов, учитывая следующие обстоятельства: необходимость исполнения не оплаченных на начало года принятых денежных обязательств (т.е. кредиторской задолженности прошлого года); принятое о недопущении государственным учреждением образования кредиторской задолженности в текущем году, так как расходы на погашение кредиторской задолженности учтены в смете расходов федерального органа на текущий год.

В итоге требуется разработка и принятие нормативных правовых актов (особенно в связи с переходом Российской Федерации на трехлетний бюджетный цикл), определяющих единственное решение оплаты кредиторской задолженности прошлых лет.

Письмо Управления Федерального казначейства по Санкт-Петербургу от 24.03.2006 N 02-08/1934

«О порядке оплаты кредиторской задолженности прошлых лет»

Документ по состоянию на август 2014 г.

В связи с возникающими вопросами о порядке оплаты получателями средств федерального бюджета денежных обязательств прошлых лет разъясняем следующее.

Согласно статье 103 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» оплата федеральными учреждениями и федеральными государственными органами договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, производится в пределах утвержденных им лимитов бюджетных обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической классификациями расходов федерального бюджета и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

На основании вышеизложенного денежные обязательства прошлых лет, принятые получателями средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год и неисполненные, могут быть оплачены за счет средств федерального бюджета текущего года, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством Российской Федерации (например, учет и оплата бюджетных обязательств по аренде имущества и коммунальным услугам производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации).

Согласно статье 250 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение и оплата бюджетными учреждениями договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, производится в пределах утвержденных им лимитов бюджетных обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов федерального бюджета. Принятые бюджетными учреждениями обязательства, вытекающие из договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, сверх утвержденных им лимитов бюджетных обязательств не подлежат оплате за счет средств федерального бюджета на текущий год.

Таким образом, денежные обязательства прошлых лет, принятые получателями средств федерального бюджета сверх утвержденных им лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год, являются несанкционированными и не подлежат оплате за счет средств федерального бюджета в текущем финансовом году.

Руководитель Управления
Федерального казначейства
по Санкт-Петербургу
В.Н.Каретин

Учет кредиторской задолженности

«Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2013, N 6

Кредиторская задолженность — это денежные средства, временно привлеченные учреждением, подлежащие возврату юридическим или физическим лицам, у которых они заимствованы или которым они не выплачены. В учреждениях силовых министерств и ведомств кредиторскую задолженность составляют неосуществленная оплата поставщикам отгруженных товаров, работ (услуг), начисленные и неуплаченные налоговые платежи, заработная плата и другие виды расчетов. В статье речь идет о расчетах с поставщиками и подрядчиками.

Основную долю в кредиторской задолженности составляют расчеты с поставщиками и подрядчиками. Выполняя свои функции, казенные учреждения для своих нужд заключают множество различных договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг с другими организациями. В основе взаимодействия одной организации с другой лежит контракт (договор), который заключается в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Это интересно:  График погашения задолженности по договору образец 2019 год

С 01.01.2014 заключение государственных контрактов будет осуществляться в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

О предмете и содержании контракта (договора)

Отметим, что законодательство РФ о размещении заказов основывается на положениях ГК РФ, БК РФ и иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Так, в силу норм ГК РФ содержание договора должно включать все необходимые сведения, конкретизирующие ту или иную сделку: наименование сторон, его заключивших, перечень обязанностей каждой из сторон по его выполнению, срок действия договора, ответственность за невыполнение условий, адреса и банковские реквизиты сторон. Особенно при заключении договора важны его предмет и вид. От правильной квалификации заключаемых договорных отношений (их экономического содержания) зависит правильность отражения финансово-хозяйственной операции в бухгалтерском учете и применения КОСГУ, что важно при выполнении бюджетной сметы.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Для справки. Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов утверждены Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н.

Таким образом, от предмета договора будут зависеть квалификация произведенного вида расходов при отражении финансово-хозяйственной операции и применяемый счет по учету обязательств перед поставщиком.

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией N 162н были сделаны следующие записи:

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Об авансовых платежах по договорам, заключенным в 2013 году

Как уже было отмечено, при заключении договора стороны определяют разные условия сделки, в том числе порядок расчетов. Право на осуществление предварительной оплаты товара установлено гражданским законодательством. В силу норм ст. 487 ГК РФ в случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя полностью или частично оплатить товар, работу, услугу до передачи их продавцом (предварительная оплата), покупатель должен произвести оплату в срок, установленный договором, а если такой срок договором не установлен — в разумный срок после возникновения обязательства.

Для федеральных казенных учреждений размер аванса, осуществляемого за счет средств федерального бюджета, определяется на каждый финансовый год Правительством РФ.

В 2013 г. согласно п. 17 Постановления Правительства РФ от 10.12.2012 N 1272 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» действуют конкретные размеры предварительной оплаты при заключении государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров:

  • до 100% суммы договора (государственного контракта) — по договорам об оказании услуг связи, подписке на печатные издания, обучении на курсах повышения квалификации, проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансовое обеспечение строительства, реконструкции или технического перевооружения, приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и др.;
  • до 60% суммы договора — по договорам (государственным контрактам) об оказании услуг по авиационным перевозкам высших должностных лиц органов государственной власти РФ, иных должностных лиц и представителей официальных делегаций, выполняемым по отдельным решениям Президента РФ;
  • до 50% суммы договора — по договорам (государственным контрактам) с производителями автомобильной и дорожно-строительной техники, произведенной на территории РФ, в случаях, предусмотренных п. 17.1 ч. 2 ст. 55 Федерального закона N 94-ФЗ;
  • до 30% суммы договора — по остальным договорам (государственным контрактам), если иное не предусмотрено законодательством РФ.

В бухгалтерском учете перечисление авансовых сумм поставщику оформляется следующей записью (п. п. 80, 111 Инструкции N 162н):

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что договором была предусмотрена предварительная оплата в размере 30% стоимости поставляемого оборудования.

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией N 162н были сделаны следующие записи:

Далее следует отметить, что, если договор поставщиком товаров, работ (услуг) не исполнен и сумма перечисленного ему ранее аванса возвращается казенному учреждению в текущем году (то есть дебиторская задолженность является текущей), учреждение может использовать возвращенные денежные средства по тому же коду КОСГУ.

В случае если перечисление аванса было произведено в предыдущие годы (например, в декабре 2012 г.), поступившие от поставщика денежные средства в 2013 г. перечисляются в доход соответствующего бюджета (п. 2.5.6 Порядка N 8н ).

Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утв. Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н.

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией N 162н были сделаны следующие записи:

О нереальной кредиторской задолженности и ее списании с учета

Кредиторская задолженность, числящаяся в учете казенного учреждения в пределах действующих сроков оплаты, выставленных кредитором счетов, считается естественной. Кредиторская задолженность в сумме не предъявленных кредитором требований в течение срока исковой давности, в том числе задолженность, не подтвержденная по результатам инвентаризации кредитором, переходит в разряд задолженности, не востребованной кредитором или нереальной. Поэтому у читателей может возникнуть уместный вопрос, какой срок считается сроком исковой давности и как он исчисляется.

В соответствии с гражданским правом исковая давность — это срок, в течение которого лицо, считающее, что его права нарушены, может обратиться за защитой в суд (ст. 195 ГК РФ).

Обратиться в суд с требованием о защите нарушенного права можно и по истечении срока исковой давности. Суд обязан будет рассмотреть дело по существу. Однако, если одна из сторон (истец или ответчик) до момента вынесения решения заявит об истечении срока исковой давности, судом будет вынесено решение об отказе в иске (ст. 199 ГК РФ).

В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности равен трем годам. Вместе с тем для отдельных видов требований установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком:

  • один год — для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда, за исключением работ в отношении зданий и сооружений (ст. 725 ГК РФ);
  • один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами, — для требований, вытекающих из перевозки груза (ст. 797 ГК РФ);
  • один год — для требования о признании оспоримой сделки недействительной (ст. 181 ГК РФ);
  • два года — для требования, вытекающего из договора имущественного страхования, за исключением договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц (ст. 966 ГК РФ).

Начало течения срока исковой давности определяется днем, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (ст. 200 ГК РФ).

Это интересно:  Как узнать сколько задолженность по кредиту 2019 год

Течение срока исковой давности может приостанавливаться (ст. 202 ГК РФ):

  • если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила);
  • если истец или ответчик находится в составе Вооруженных Сил, переведенных на военное положение;
  • в силу установленной Правительством РФ отсрочки исполнения обязательств (мораторий);
  • в силу приостановления действия закона или иного правового акта, регулирующего соответствующее отношение;
  • если стороны заключили соглашение о проведении процедуры медиации в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

В случае невозможности погашения просроченной кредиторской задолженности (с истекшим сроком исковой давности, например, по причине ликвидации в установленном порядке юридического лица, прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, о чем сделана запись в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП соответственно) она подлежит списанию со счетов бухгалтерского учета. Для списания задолженности казенному учреждению потребуются несколько документов:

  • акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Порядок ее проведения установлен Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49;
  • разрешение (согласование) главного распорядителя бюджетных средств;
  • бухгалтерская справка (ф. 0504833). В ней нужно указать время и причину образования задолженности, а также отметить, что срок исковой давности истек, поэтому есть основание для списания задолженности в соответствии с результатами проведенной инвентаризации;
  • приказ руководителя учреждения. На основании акта инвентаризации, разрешения главного распорядителя и бухгалтерской справки руководитель издает приказ о списании кредиторской задолженности в связи с истечением срока исковой давности.

В силу п. 371 Инструкции N 157н задолженность учреждения, не востребованная кредитором, принимается к забалансовому учету для наблюдения в течение срока исковой давности в сумме задолженности, списанной с балансового учета.

Списание задолженности учреждения, не востребованной кредиторами, с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии (инвентаризационной комиссии) учреждения в порядке, установленном для казенных учреждений, главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета).

Пример 4. По результатам инвентаризации расчетов, проведенной в учреждении МВД, выявлена нереальная ко взысканию кредиторская задолженность по договору подряда по текущему ремонту зданий в сумме 2189 руб. По согласованию с главным распорядителем бюджетных средств данная задолженность списана в доходы организации.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

В случае регистрации учреждением денежного обязательства по требованию, предъявленному кредитором в порядке, установленном законодательством РФ, задолженность учреждения, не востребованная кредитором, подлежит списанию с забалансового учета и отражению на соответствующих аналитических балансовых счетах учета обязательств (п. 371 Инструкции N 157н).

Возврат дебиторской задолженности: особенности бухгалтерского учета (Зернова И.)

Дата размещения статьи: 30.05.2015

Дебиторская задолженность — это имущественные требования учреждения к другим лицам, являющимся его должниками. В этой статье рассмотрим, как следует отражать в бухгалтерском учете учреждений суммы задолженности в связи с их возвратом должником.

Общие положения

В деятельности учреждений могут возникать ситуации, связанные с невыполнением договорных обязанностей по поставке нефинансовых активов поставщиками под уплаченный ранее аванс, задолженностью подотчетных лиц за выданные им денежные суммы, не возвращенные в срок, излишне уплаченными суммами налогов, сборов и пеней и др. Иными словами, в этом случае в учете учреждения возникает дебиторская задолженность.

С изменением имущественного положения должников у них появляется возможность возврата своих долгов. Кроме того, при признании должников банкротами сумма долга может быть перечислена конкурсным управляющим на счета учреждений или в бюджет.

Рассмотрим, как в соответствии с нормативными документами Федерального казначейства эти средства должны учитываться на счетах учреждений, открытых в ОФК.

Из п. 11 Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 N 11н, следует, что поступившие на счет по учету средств учреждения суммы возврата дебиторской задолженности, образовавшейся у учреждения, учитываются на соответствующих лицевых счетах, открытых ему в органе Федерального казначейства, как восстановление кассовых выплат с отражением по тем же кодам КОСГУ (кодам КОСГУ и кодам субсидии), по которым была произведена кассовая выплата.

Порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами автономных учреждений, утвержденный Приказом Федерального казначейства от 08.12.2011 N 15н, не содержит отдельных положений, касающихся использования суммы дебиторской задолженности, поступившей на лицевой счет учреждения. В нем только указано, что все поступившие средства учитываются в составе общего остатка на счете по учету средств учреждений.

Из п. 2.5.6 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н (далее — Порядок N 8н), следует, что:

— сумма возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежит перечислению в установленном порядке дебитором получателя бюджетных средств непосредственно в доход соответствующего бюджета;

— при поступлении дебиторской задолженности прошлых лет не на счет учета доходов бюджета, а на лицевой счет самого получателя бюджетных средств он обязан в течение пяти рабочих дней после отражения соответствующего поступления на лицевом счете перечислить указанные средства в доход соответствующего бюджета.

Отсюда следует, что отражение в учете получателя бюджетных средств (казенного учреждения) операций, связанных с перечислением суммы дебиторской задолженности прошлых лет, будет зависеть от того, на какой счет поступила сумма от поставщика: на счет получателя бюджетных средств либо на счет учета доходов бюджета. На отражение операции влияет также, наделено казенное учреждение правами администратора доходов бюджета или нет.

Из п. 2.5.4 Порядка N 8н следует, что суммы возврата дебиторской задолженности, образовавшейся у получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита бюджета) в текущем финансовом году, учитываются на соответствующем лицевом счете как восстановление кассовой выплаты с отражением по тем же кодам бюджетной классификации, по которым была произведена кассовая выплата.

Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете поступления суммы возврата дебиторской задолженности отдельно у бюджетных и автономных учреждений и казенных учреждений.

Бухгалтерский учет

Отражение дебиторской задолженности на балансе. Рассмотрим порядок отражения дебиторской задолженности на балансовых счетах:

1) бюджетных и автономных учреждений. В бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений суммы поступившей дебиторской задолженности нужно отразить следующей корреспонденцией счетов:

Статья написана по материалам сайтов: www.lawru.info, wiseeconomist.ru, xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector