Меры по взысканию задолженности по налогам 2019 год

Отдел урегулирования задолженности является структурным подразделением Инспекции.

Отдел в своей деятельности руководствуется инструкциями на рабочие места, утвержденными ФНС России.

Основными задачами является:

Урегулирование задолженности по налогам, сборам и другим платежам в бюджетную сферу Российской Федерации посредством проведения в соответствии с решениями, а также контроль за выполнением налогоплательщиками условий предоставления отсрочек (рассрочек), налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов.

Выявление излишне уплаченных или излишне взысканных сумм и проведение их зачета (возврата).

Организация работы по инициированию процедуры банкротства должников, списание безнадежной к взысканию задолженности.

При наличие у организации должника недоимки (При наличии недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков требование об уплате налога направляется ответственному участнику этой группы) в его адрес направляет требования об уплате налог — извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье — решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письмом.

Одновременно или не позднее следующего для налоговый орган выносит решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке.

Налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом Об исполнительном производстве».

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

После применения в отношении организации — должника мер принудительного взыскания предусмотренных ст. 69, 46, 76, 47 9, 46, 76, 47 НК РФ, производится подготовка пакета документов для передачи в отдел инициирования процедуры банкротства в соответствии с 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Так же отделом урегулирования задолженности осуществляется выявление излишне уплаченных или излишне взысканных сумм и проведение их зачета (возврата) предусмотренных ст. 78, 79 НК РФ.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда. Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей. В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению.

Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

Это интересно:  Письмо должнику о погашении задолженности образец 2019 год

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога. В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.

Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Содержание

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВ

Представлен порядок взыскания налоговой задолженности и возможные проблемы при исполнении принудительных мер.

Ключевые слова: взыскание налогов, налоговая задолженность, Налоговый кодекс РФ.

Взыскание налога – длительный процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные ст. 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, направление требования об уплате налога является составной частью процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации. В извещении, помимо суммы недоимки и других обязательных реквизитов, указывается установленный налоговым органом срок, который налогоплательщик обязан уплатить. Требование об уплате налога необходимо исполнить в течение восьми рабочих дней.
Если налогоплательщик всё же не перечислит требуемые суммы в бюджетную систему Российской Федерации, то налоговый орган принимает решение о взыскании неуплаченных налогоплательщиком сумм в принудительном порядке. Данное решение должно быть принято не позднее двух месяцев после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога, в противном случае оно будет недействительным.

Взыскание неуплаченных налогоплательщиком сумм производится путём направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Банки обязаны исполнить поручение налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днём получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублёвых счетов.

Налоговые органы применяют меры принудительного взыскания (кроме случаев обжалования) после уведомления о результатах налоговой проверки. До начала применения мер принудительного взыскания налогоплательщику направляется уведомление о погашении налоговой задолженности.

Принудительное взыскание налоговой задолженности производится:
1) за счёт средств, находящихся на банковских счетах;
2) со счетов дебиторов;
3) за счёт реализации ограниченного в распоряжении имущества.

При неуплате налогоплательщиком сумм административных штрафов применяются меры принудительного взыскания без уведомления, на основании постановления суда о принудительном взыскании сумм административных штрафов.

В случаях отсутствия у структурного подразделения юридического лица банковских счетов, либо отсутствия или недостаточности у структурного подразделения юридического лица денег на его банковских счетах и в кассе для погашения налоговой задолженности и (или) административных штрафов налоговый орган взыскивает сумму налоговой задолженности и (или) административных штрафов путём применения мер принудительного взыскания к налогоплательщику – юридическому лицу, создавшему данное структурное подразделение. Для этих целей счета государственных учреждений, открытые в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета, приравниваются к банковским счетам, а центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета приравнивается к организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций.

В случае неуплаты или неполной уплаты сумм налоговой задолженности в течение пятнадцати рабочих дней со дня вручения (получения) уведомления о погашении налоговой задолженности налоговый орган взыскивает в принудительном порядке с банковских счетов налогоплательщика суммы налоговой задолженности без его согласия.

Взыскание суммы налоговой задолженности с банковских счетов налогоплательщика производится на основании инкассового поручения налогового органа за исключением суммы денег, являющихся обеспечением по займам, выданным банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, в размере непогашенного основного долга указанного займа.

Инкассовое поручение формируется налоговым органом на основе имеющихся на лицевом счёте налогоплательщика данных о сумме налоговой задолженности на дату его формирования.

При исполнении банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, инкассового поручения налогового органа о взыскании налоговой задолженности с одного банковского счёта налогоплательщика инкассовые поручения, выставленные налоговым органом на другие банковские счета налогоплательщика, открытые им в указанном банке или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, возвращаются банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, в налоговый орган без исполнения, если такие инкассовые поручения выставлены налоговым органом той же датой, на ту же сумму, по тому же виду задолженности.

В случае отсутствия денег на банковском счёте в рублях налогоплательщика взыскание налоговой задолженности производится с банковских счетов в иностранной валюте налогоплательщика на основании инкассовых поручений, выставленных налоговыми органами в рублях.

При достаточности денег клиента в банке или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, для удовлетворения всех требований, предъявленных к клиенту, инкассовое поручение на взыскание суммы налоговой задолженности исполняется банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, в первоочередном порядке и не позднее одного операционного дня, следующего за днём получения указанного поручения, в пределах сумм, имеющихся на банковском счёте.

В случае отсутствия или недостаточности денег на банковских счетах налогоплательщика при предъявлении к клиенту нескольких требований банк или организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, производит изъятие денег клиента в счёт погашения налоговой задолженности по мере поступления денег на такие счета в порядке установленной очерёдности.

В случае отсутствия денег на банковском счёте налогоплательщика, на который налоговым органом выставлено инкассовое поручение о взыскании налоговой задолженности, банк или организация, осуществляющие отдельные виды банковских операций, принявшие инкассовое поручение для исполнения, при закрытии банковского счёта налогоплательщика в соответствии с законодательством возвращают указанное инкассовое поручение в соответствующий налоговый орган вместе с уведомлением о закрытии банковского счета налогоплательщика.

При невозможности взыскания задолженности путём списания со счетов налогоплательщика применяется второй способ – взыскание суммы налоговой задолженности налогоплательщика со счетов дебиторов. На основании представленного списка дебиторов или акта налоговой проверки, подтверждающего сумму дебиторской задолженности, налоговым органом направляются дебиторам уведомления об обращении взыскания на деньги с их банковских счетов в счёт погашения налоговой задолженности налогоплательщика в пределах сумм дебиторской задолженности.

Не позднее двадцати рабочих дней со дня получения уведомления дебиторы обязаны представить в налоговый орган, направивший уведомление, акт сверки взаиморасчётов, составленный совместно с налогоплательщиком на дату получения уведомления.

В случае непредставления дебиторами акта сверки взаиморасчётов в срок, налоговым органом проводится налоговая проверка указанных дебиторов. При этом налоговый орган не вправе подтверждать суммы дебиторской задолженности, оспариваемые в суде.
При наличии акта налоговой проверки, подтверждающего сумму дебиторской задолженности, и уведомления об обращении взыскания на деньги с банковских счетов дебиторов акт сверки взаиморасчётов ими не представляется.

В случае погашения налогоплательщиком налоговой задолженности список дебиторов или акт сверки взаиморасчётов не представляется.

Акт сверки взаиморасчётов между налогоплательщиком и его дебитором должен содержать следующие сведения:
– наименование налогоплательщика и его дебитора, их идентификационные номера;
– наименование налогового органа, где состоят на регистрационном учете налогоплательщик и его дебитор;
– реквизиты банковских счетов налогоплательщика и его дебитора;
– сумму задолженности дебитора перед налогоплательщиком;
– юридические реквизиты, печать и подписи налогоплательщика и его дебитора;
– дату составления акта сверки, которая не должна быть ранее даты получения уведомления о погашении налоговой задолженности.

На основании акта сверки взаиморасчётов или акта налоговой проверки дебитора, подтверждающего сумму дебиторской задолженности, налоговый орган
выставляет на банковские счета дебитора инкассовые поручение о взыскании суммы налоговой задолженности налогоплательщика.

Третий способ взыскания – взыскивание за счёт средств от реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика.

Налоговый орган в случаях отсутствия или недостаточности у налогоплательщика денег на банковских счетах и на банковских счетах его дебиторов либо отсутствия у него и (или) у его дебитора банковских счетов без его согласия выносит постановление об обращении взыскания на ограниченное в распоряжении имущество налогоплательщика путём направления органам исполнительного производства постановления с приложением копий решения об ограничении в распоряжении имущества и акта описи в течение пяти рабочих дней с даты вынесения постановления.

Постановление об обращении взыскания на ограниченное в распоряжении имущество налогоплательщика подлежит санкционированию судом (прокурором); оформляется в двух экземплярах по форме, установленной уполномоченным органом.

Реализация ограниченного в распоряжении имущества осуществляется органами исполнительного производства в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве для реализации арестованного имущества.

В случае непогашения сумм налоговой задолженности налогоплательщиком – акционерным обществом с участием государства – в уставном капитале после принятия всех мер, предусмотренных настоящими пунктами, уполномоченный орган обращается в суд с исковым заявлением о принудительном выпуске объявленных акций в порядке, установленном законодательством.

Сроки исполнения налоговых обязательств по уплате налогов, других обязательных платежей в бюджет, а также обязательств по уплате пеней, штрафов, для погашения которых по решению суда производится принудительный выпуск объявленных акций, приостанавливаются с момента вступления в силу решения суда о принудительном выпуске объявленных акций и до окончания их размещения.

Применение принудительных мер взыскания недоимки всегда вызывает большое количество спорных ситуаций между налогоплательщиком и налоговым органом. Уплата законно установленных налогов является обязанностью налогоплательщика согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации. Таким образом, налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы, а также в случае несвоевременной уплаты налога ещё и пеню. Если налогоплательщик своевременно не исполняет свою обязанность, то налоговый орган производит принудительное взыскание налогов, пени, а также штрафных санкций. Взыскиваемые с налогоплательщика суммы сначала направляются на погашение недоимки по налогам, а затем пени. Штрафные санкции взыскиваются с налогоплательщиков в судебном порядке.

Это интересно:  Как восстановить кредиторскую задолженность прошлых лет 2019 год

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления требования об уплате налога. В свою очередь под требованием об уплате налога признаётся направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В случае непогашения налогоплательщиком суммы налоговой задолженности после принятия всех мер налоговый орган вправе принять меры по его признанию банкротом согласно законодательным актам.

Органы налоговой службы публикуют в средствах массовой информации список налогоплательщиков, имеющих налоговую задолженность, не погашенную в течение шести месяцев со дня её возникновения.

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 28.12.13 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. Часть вторая: федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Часть вторая: федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

4. О создании Федерального казначейства: Указ президента от 1 декабря 2004 г. № 703 (в ред. 02.12.2013 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

5. Налоги и налогообложение / под. ред. В.Ф. Тарасовой, Т.В. Владыкиной и др. М.: КНО, РУС, 2009. 480 с.

6. Мандрощенко О.В. Налоги и налогообложение / О.В. Мандрощенко, М.Р. Пинская. 2-изд. М.: Дашков и К, 2008. 344 с.

7. Налоги и налогообложение /под ред. JIA. Крамаренко, М.Е. Косова. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2011. 576 с.

8. Теория налогообложения /под ред. И.А. Майбуров, A.M. Соколовская. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 591 с.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(14). 2015

Причины и методы взыскания налоговой задолженности

Каждый гражданин страны обязан платить налоги государству. Структура налогов разная в зависимости от того, оплачивает их физическое или юридическое лицо. Но в любом случае определенные сборы со стороны государства предусмотрены.

Современная налоговая система включает разные виды налогов и сборов. Поступления в бюджет формируются за счет следующих обязательных отчислений:

И именно эти средства потом расходуют на оплату услуг социальной сферы, на организацию общественных мероприятий и на прочие нужды государства. Поэтому власти заинтересованы, чтобы налоги и сборы поступали в казну в полном объеме в установленные законодательством сроки. Вот только так бывает не всегда. Задолженность по выплате налогов и сборов – распространенная проблема. Несвоевременно оплачивают налоги, как физические лица, так и юридические лица. Это общая проблема, в связи с чем говорить о тотальной невыплате налогов только со стороны предпринимателей, как иногда кажется большинству людей, неуместно. Причина таких невыплат множество, все они разные. В списке причин есть и весьма существенные, которые предполагают последующее списание долга. Но так везет далеко не всем, и если оснований для списания долга нет, государство может начать процедуру взыскания налогов с должника.

Как осуществляют взыскание налогов в налоговых службах?

Взыскать долги по оплате налогов могут налоговые органы. Эффективная работа их зависит от того, какими полномочиями наделяет такие учреждения государство. И если рассматривать мировую практику, практически все страны дают своим налоговым органам довольно широкие полномочия. Ситуация в России обстоит как в большинстве стран – налоговая имеет право продлевать срок исковой давности, взыскивать долги, подавать в суд иски.

Для того, чтобы доказать факт налоговой задолженности в первую очередь налоговые органы проводят тщательные проверки у юридических лиц. Компании должны предоставить сотрудникам все документы, которые касаются финансовой отчетности. И если недоимка будет определена, налоговая может предпринимать меры по изъятию этих невыплат. Для взыскания недоимки в законодательстве предусмотрено два метода:

  1. Метод бесспорный или взыскание недоимки, при котором не происходит судебное разбирательство. В этом случае налоговая отправляет налогоплательщику извещение с указанием суммы задолженности и настоятельно рекомендацией уплатить долг в течение определенного времени. В документе также указывают сумму начисленной за весь период неуплаты пени, а также оговорено, какие меры будут предприняты в адрес должника при дальнейшем отказе от оплаты. В соответствии с законодательством, отправить извещение налоговые органы должны на протяжении 10дней с момента установления факта наличия задолженности в результате проверки. А погасить задолженность должник должен на протяжении 8 рабочих дней со дня получения извещения. Так как чаще всего такие извещения отправляются почтовыми службами и выдаются под расписку, дату получения отследить не сложно. Но в ситуациях, когда извещение отправлено в заказном письме, принято считать датой его получения срок, который наступает по истечению шести дней с даты отправки.
  2. Судебный порядок взыскания – этот метод получения задолженности со стороны налогоплательщика выбирают, если не удалось добиться погашения задолженности без суда. А подавать заявление в суд можно на протяжении полугода с момента истечения сроков погашения задолженности. Но практика показывает, что подобные заявления поступают в юридические отделы уже через месяц после того, как становится понятен окончательный отказ налогоплательщика добровольно погашать задолженность.

Налоговики в первую очередь пытаются провести взыскание за счет бесспорного метода, так как он наиболее прост и затратен по времени. Но подобные мероприятия ре всегда заканчиваются успехом. Поэтому приходится прибегать к более сложным и серьезным мерам.

Какие сроки для взыскания долга установлены в законах страны?

Срок взыскания задолженности по налогам в законодательстве не отмечен. Указано только, что срок исковой давности по взысканию налогов составляет три года, если не указано иное в отношении конкретного налога.

Физические лица могут узнать сроки по транспортному налогу, земельному и налогу на имущество на основании уведомлений, которые им поступают из налоговых органов.

А юридические лица должны ориентироваться на сроки, которые оговаривает налоговая для оплаты всех налогов. Обычно оплата осуществляется поквартально. И определить факт неуплаты налогов инспектора смогут сразу после истечения граничного срока. Правда, на практике, недоимку по налогам для юридических лиц сначала нужно доказать в результате проведения проверки. И если нарушения по срокам оплаты будут найдены, передать руководству извещение о необходимости перечисления оговоренной суммы средств в налоговые органы. При этом отсчет срока ведут с даты обнаружения недоимки, а не с даты окончания граничного срока оплаты налогов и сборов за определенный отчетный период.

Как осуществляется взыскание задолженности с налогоплательщиков: порядок

Для взыскания налогов и сборов с нарушителя налоговая сначала должна подать заявление о взыскании задолженности по определенному налогу. Суммы и сроки обязательно указываются четко, чтобы у получателя извещения не возникало вопросов и споров. На основании извещения должники либо оплачивают свои долги, либо отправляют возражения. Они должны быть четко аргументированы, так как если их сочтут не убедительными, дело будет передано для принудительного взыскания долга.

Молчание со стороны должника – не лучший выход. При отсутствии ответа дело также будет передано в суд. Поэтому оптимальное решение сложившейся ситуации – либо оплата налогов в сроки, указанные в налоговом извещении, либо приведение весомых аргументов отсутствия необходимости выплаты указанной суммы.

Процесс принудительного взыскания налогов

Если дело принимает серьезный оборот и должник отказывается платить на добровольных началах, дело передают для принудительного взыскания. В таком случае обычно у взыскателя есть несколько вариантов действий:

  1. Есть вариант взыскания задолженность через банк. Но это возможно только в той ситуации, когда у должника имеется открытый расчетный счет в банке с деньгами на нем. Важно знать, что если на счету неплательщика налогов есть средства, полученные из бюджета на конкретные цели, они также могут быть перечислены на оплату налогов при поступлении от взыскателей соответствующего заявления. После принятия решения о взыскании средств посредством перечислений их с банковского счета, владельцу счета отправляют извещение, в котором сказано о принятом решении. Одновременно в банк отправляется другое извещение, в котором указано о необходимости списания со счета компании или индивидуального предпринимателя определенной суммы налогов на налоговые счета. И банковские работники должны выполнить операции по переводу средств в счет погашения налогов в краткие сроки, если на счетах действительно есть для этого средства. Уточнить информацию о наличии счета и средств на нем налоговики могут подавать соответствующий запрос в банковские учреждения. Банки обязаны дать точный ответ на такие запросы.
  2. Также недоимку могут взыскать за счет личного имущества должника. Этот вариант рассматривают обычно только после того, как убедятся, что расчетные счета в банке у налогоплательщика отсутствуют или в том, что счета пустые. Для этого руководитель налогового органа выносит соответствующее решение и направляет извещение о необходимости взыскания имущества судебному приставу. А вот налогоплательщик узнает о вынесенном решении со слов судебного пристава уже после того, как процесс взыскания имущества будет поставлен в производство. Справедливости ради нужно сказать, что взыскание имущества для налоговых органов, как и судебные разбирательства по вопросам погашения задолженности по налогам – это крайние меры. Такие процедуры отнимают много времени и не всегда позволяют добиться желаемого. Намного проще, если налоговая и плательщик решают вопрос мирно и в кратчайшие сроки. Никто не хочет тратить время на суд и уже тем более, не желает потерять свое имущество. Да и налоговой чужое имущество ни к чему, потому что для возмещения долга налогоплательщика изъятое имущество сначала нужно продать. И только потом полученные в результате его реализации средства отправить на счета государства.

Оба варианта можно назвать достаточно жесткими. Поэтому, чтобы не лишиться средств, полученные на счета на определенные цели и не потерять имущество, лучше своевременно уплачивать налоги государства и быстро погашать долг при его образовании.

Возможна ли процедура взыскания долга по уплате налогов с физических лиц?

Для налоговых органов в законодательстве страны прописаны также меры для взыскания задолженности по налогам с физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями и не ведут бизнес деятельность. Но в основном налоговые органы не применяют меры принудительного взыскания через суд и стараются не практиковать изъятие имущества для обычных граждан. Но неуплата налогов и рост задолженности могут все же привести к весьма негативным последствиям для граждан.

Сначала налоговые органы отправляют извещения о возникновении задолженности. Такие извещения поступают непосредственно гражданам, которые имеют долги, а также их работодателям. Извещения о необходимости уплаты налогов приходят на почту. Но если долг превышает десять тысяч рублей, налоговые органы могут звонить должнику. При отсутствии реакции должника на извещения, налоговые органы связываются с работодателями или с компаниями, которые выплачивают налогоплательщику заработную плату, стипендию, пенсию. В извещении указывают сумму задолженности, для подтверждения прикладывают судебные документы о взыскании этой задолженности с выплат физического лица. Так что, если регулярно не оплачивать налоги государству, можно потом не досчитаться нескольких тысяч заработной платы или лишиться крупной части стипендии. Не лучшая перспектива. Но такие письма работодатели получают только в том случае, если задолженность физического лица не составляет более 25 тысяч рублей. И если работодатель не выполняет требования исполнительных органов, это повлечет за собой наложение штрафных санкций на компанию. Размер штрафа составляет от 15 до 25 тысяч рублей.

Когда суммы существенно больше, налоговые органы предпринимают совершенно другие меры.

При росте задолженности по имущественным налогам до 50 и более тысяч за дело берутся судебные приставы. Они начинают рейды по наложению ареста на имущество должника. Помимо этого налоговая инспекция время от времени проводит рейды в наиболее посещаемых гражданами местах – торговых центрах, вокзалах и аэропортах, чтобы выполнить процедуру взыскания задолженности.

Это интересно:  Пояснительная записка к кредиторской задолженности по налогам 2019 год

Основные меры по взысканию долгов

В последнее время случаи неправомерных взысканий задолженности по налогам участились. Действуют мошеннические схемы, которых важно избегать. Определить неправомерные действия позволит уточнение всех нюансов по налоговому долгу в налоговых органах. Гражданам, которые обращаются в налоговую инспекцию по месту жительства, обязательно предоставят всю необходимую информацию по имеющейся у них задолженности и необходимости своевременной уплаты ряда налогов.

Также граждане должны понимать, что в законодательстве четко прописаны меры взыскания долгов по налоговым обязательствам с граждан и с юридических лиц. И в законодательстве отмечено, что перед тем, как действовать решительно, налоговые органы должны отправить должнику уведомление. Ситуации могут встречаться разные. Часто бывает такое, что в результате перемены места жительства человека или при возникновении пробоем с почтовыми службами уведомления о необходимости оплатить налоги попросту не приходят адресату. И задолженность в размере нескольких тысяч рублей в итоге становится не слишком приятной неожиданностью. Но это не значит, что плательщик осознанно не перечисляет средства в бюджет. Поэтому дать шанс погасить все свои долги важно.

Обращаться в суд налоговый инспектор сможет только после того, как по истечению срока, указанного в извещении как граничный срок оплаты задолженности, средства на счета не поступили. В особенно тяжелых ситуациях при больших суммах задолженности работают судебные приставы, которые проводят арест имущества. Но все эти меры возможны только после того, как плательщик подтверждает свою неплатежеспособность или нежелание погашать долг.

Что касается юридических лиц, в этом случае также сначала предприниматель получает извещение о задолженности. И только после того, как выйдут сроки оплаты долга, налоговые органы предпринимают ряд перечисленных выше действий. Кстати, отслеживать список должников можно и самостоятельно. Налоговые органы в отчетные периоды публикую список должников в средствах массовой информации, которые были определены по отсутствию поступления средств на счета по истечению крайнего срока оплаты налогов за отчетный период. Это значит, что в скором времени все компании из такого списка, будут принимать проверку.

Никто еще не оставлял комментариев. Вы можете стать первым!

Задолженность работников по имущественным налогам и НДФЛ будут взыскивать через работодателей: что должен делать бухгалтер

Вводная информация

Как известно, физлица обязаны самостоятельно платить имущественные налоги, к которым относятся: транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Кроме этого, в отношении некоторых видов доходов физические лица должны сами рассчитывать и перечислять в бюджет НДФЛ. Это требование касается граждан, которые получают доходы от продажи и сдачи в аренду имущества, доходы в виде выигрыша в лотерею и другие виды доходов (ст. 228 НК РФ).

За несвоевременную уплату налогов инспекция может начислить на сумму недоимки пени (ст. 75 НК РФ), а также выписать штраф (ст. 122 НК РФ). Чтобы повысить собираемость налогов с физлиц, ФНС рекомендовала налоговикам на местах использовать различные меры воздействия на должников, в том числе привлекать работодателей для погашения недоимки работников. Рассмотрим эти меры.

Работодателям сообщат о долгах работников по имущественным налогам

Напомним, что обязанность физлиц по уплате имущественных налогов возникает после получения «единого» налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ). В нем приводятся расчеты сразу по трех налогам: транспортному, земельному и налогу на имущество физлиц (форма «единого» уведомления утверждена приказом ФНС России от 25.12.14 № ММВ-7-11/673).

Если работник проигнорирует требование об уплате, то инспекторы сообщат о недоимке его работодателю. Согласно пункту 6 письма № ГД-4-8/18401@, такое извещение налоговики должны направить не позднее одного месяца после истечения срока исполнения требования. Для этого ФНС разработала специальную форму (приложение № 1 к письму № ГД-4-8/18401@).

Как видим, в форме указываются фамилии и инициалов работников-должников, сведения о наличии у них долгов по имущественным налогам (без обозначения объекта налогообложения) и контактные данные налогового органа. Отметим, что в письме № ГД-4-8/18401@ не ограничивается сумма долга работника, о которой налоговики должны сообщить работодателю.

Что касается действий работодателя, получившего список должников, то ему лишь рекомендовано довести до работников сведения об имеющейся у них задолженности. В письме № ГД-4-8/18401@ не сообщается, каким образом это следует сделать. Видимо, работодатель должен сам выбрать способ такого информирования. Заметим также, что работодатель не обязан отчитываться перед инспекцией о том, что он известил работников о наличии у них долгов по имущественным налогам.

Обратите внимание: работодатель не вправе удерживать из зарплаты сотрудников какие-либо суммы на основании списка работников-должников, поскольку этот документ не является основанием для удержания. Однако налоговики помимо списка должников могут прислать исполнительный документ, на основании которого работодателю придется вычитать из зарплаты работников их долги по имущественным налогам и «личную» недоимку по НДФЛ. О том, что должен делать бухгалтер при получении такого исполнительного документа, мы расскажем чуть ниже.

Когда работодатели должны удерживать налоговую задолженность работников из их зарплаты

Но перед тем как направить исполнительный документ по месту работы должника, налоговики обратятся в Пенсионный фонд, чтобы выяснить информацию о работодателе (для поиска такой информации чиновники воспользуются сведениями о перечислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование). Заметим, что страхователями по ОПС являются как организации, так и индивидуальные предприниматели (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ). Иными словами, документы о взыскании налоговой задолженности могут получить не только работодатели-организации, но и работодатели-ИП. Более того, согласно комментируемым письмам ФНС, налоговики будут рассылать исполнительные документы также лицам, которые выплачивают должникам пенсии, стипендии и иные периодические платежи.

Должен ли бухгалтер выполнить предписание, которое содержится в исполнительном документе, полученном от ИФНС? Законно ли удерживать из заработка работника долги по имущественным налогам и «личную» недоимку по НДФЛ? Давайте рассмотрим эти вопросы.

Особенности удержания работодателем налоговой задолженности работников

По закону работодатель должен начать выполнять требование исполнительного документа уже на следующий день после его получения (ч. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

Из каких выплат производить удержания

Налоговую задолженность можно удерживать из заработной платы и иных выплат в пользу работника, например, отпускных или пособий по временной нетрудоспособности. При этом необходимо учитывать положение части 1 статьи 101 Закона № 229-ФЗ. В нем перечислены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. К ним, в частности, относятся суммы компенсаций командировочных расходов; суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака; «детские» пособия и др.

Ограничение размера удержания

Размер удержания средств по исполнительному документу при каждой выплате работнику не должен превышать 50 процентов от суммы, полагающейся к выплате (то есть от суммы, из которой налоговый агент уже удержал НДФЛ) (ч. 1 и 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ, ст. 138 ТК РФ). Иными словами, с работника-должника может быть удержано не более 50 процентов зарплаты, которую он должен был поручить на руки.

Сроки удержания и перечисления

Налоговую задолженность следует удержать из ближайшей выплаты, полагающейся работнику, а удержанную сумму перечислить по реквизитам налоговой инспекции в течение трех дней (ч. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ). Если зарплата работника не позволяет за один раз погасить всю сумму долга (с учетом 50-процентного ограничения по размеру удержания), то бухгалтер должен будет удерживать задолженность из последующих выплат работнику, вплоть до полного погашения недоимки.

Очередность удержания

В отношении одного и того же работника может поступить сразу несколько исполнительных документов. Например, помимо налоговой задолженности, работник может иметь задолженность по алиментам и задолженность по банковским платежам. В таком случае бухгалтер должен учесть очередность удержания средств по исполнительным листам из заработка работника (ч. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ):

  • первая очередь — алименты и взыскания, которые связаны с возмещением вреда, причиненного здоровью (либо возмещением ущерба лицам, потерявшим кормильца), а также требования о возмещении морального вреда;
  • вторая очередь — требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • третья очередь — взыскания, связанные с платежами в бюджет и внебюджетные фонды (именно в эту очередь попадают суммы налоговой задолженности);
  • четвертая очередь — все остальные требования.

Информирование работника об удержании

Сообщение об увольнении работника

Если работник-должник уволился, работодатель должен незамедлительно сообщить об этом в налоговую инспекцию и вернуть исполнительный документ с отметкой о произведенных удержаниях. Такого требование части 4 статьи 98 Закона № 229-ФЗ. Данную отметку, на наш взгляд, можно сделать на обратной стороне исполнительного листа.

Отчетность перед инспекцией

Отметим, что законодательство не обязывает работодателей отчитываться перед инспекцией о суммах, удержанных с работников на основании исполнительных документов. Также работодатели не должны возвращать налоговикам исполнительные документы, по которым удержание произведено в полном объеме.

Ответственность работодателя за невыполнение исполнительного документа

За нарушение законодательства об исполнительном производстве работодатель может быть привлечен к ответственности по части 3 статьи 17.14 КоАП РФ. В частности, санкции предусмотрены за невыполнение требований исполнительного документа, за утерю исполнительного документа, а также за несвоевременное отправление этого документа (например, за несвоевременный возврат документа в случае увольнения работника-должника). Штрафы могут составить:

  • в отношении организаций — от 50 000 до 100 000 рублей;
  • в отношении работодателей, которые являются ИП, а также должностных лиц (например, руководителя или главного бухгалтера) — от 15 000 до 20 000 рублей.

Отметим, что налагать штрафы по части 3 статьи 17.14 КоАП РФ вправе только служба судебных приставов (ч. 1 ст. 23.68 КоАП РФ). Однако обнаружить нарушения и сообщить о них приставам может налоговая инспекция.

На основании пункта 11 письма № ГД-4-8/18402@ налоговики будут информировать судебных приставов о работодателях, которые не перечисляют денежные средства в счет погашения налоговой задолженности работников свыше двух месяцев. Данное обстоятельство будет расценено как невыполнение требований исполнительного документа. Таким образом, вероятность привлечения работодателей к административной ответственности довольно высокая.

Какие еще меры предпримут налоговики в отношении должников-физлиц

Кроме рекомендаций по информированию работодателей о долгах работников и удержанию недоимки из зарплаты работников, в комментируемых письмах содержатся и другие инициативы ФНС по взысканию долгов с физлиц. Эти инициативы не касаются напрямую работодателей, однако бухгалтеру имеет смысл знать и об этих мерах воздействия, чтобы предупредить работников. Приведем некоторые из этих мер.

Информирование должников по телефону

Отражение задолженности в квитанциях

Подтвержденная судебным актом задолженность по имущественным налогам будет включена в качестве справочной информации в Единый платежный документ (то есть в квитанцию на оплату жилищно-коммунальных услуг) (п. 8 письма № ГД-4-8/18401@).

Ограничение на выезд из РФ

Арест имущества должника

Проведение рейдов в общественных местах

Кроме этого, налоговики намерены совместно со службой судебных приставов и ГИБДД проводить рейды по взысканию с физлиц задолженности по имущественным налогам в наиболее посещаемых общественных местах (аэропорты, крупные торговые точки и т д.). Об этом говорится в пункте 15 письма № ГД-4-8/18402@, однако никаких подробностей этого мероприятия ФНС не раскрывает.

Статья написана по материалам сайтов: narodirossii.ru, moneyzzz.ru, www.buhonline.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector