Прокурорский надзор за деятельностью судебных приставов 2019 год

Статьей 1 Закона о прокуратуре надзор за исполнением законов судебными приставами выделен в отдельное направление. Но Закон не устанавливает каких-либо специальных полномочий прокурора как по выявлению нарушений, так и принятию мер реагирования, так что все то, что было изложено выше, вполне применимо и в отношении судебных приставов.

Поскольку функцией судебных приставов-исполнителей является исполнение судебных актов и актов других органов, данная служба выделена из судебной системы и находится в структуре органов исполнительной власти. Поэтому данное направление надзора имеет свои особенности, на которых необходимо остановиться.

Согласно Закону судебные приставы по своим функциям разделены на две категории:

  • 1) судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;
  • 2) судебные приставы-исполнители.

Соответственно этому разделяется и предмет прокурорского надзора.

Что касается судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, то предметом надзора прокуратуры является законность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Давая оценку законности деятельности этой категории судебных приставов, прокурор должен установить, соответствуют ли действия пристава Федеральным законам от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» и от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности (приказ ФССП России от 17.12.2015 № 596), а также проверить, не содержится ли в его действиях признаков уголовно наказуемого превышения должностных полномочий. В целом же такая проверка аналогична проверкам, проводимым в отношении сотрудников органов внутренних дел.

Предметом надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является надзор:

  • — за исполнением законов судебными приставами-исполнителями;
  • — законностью решений, принимаемых судебными приставами- исполнителями;
  • — соблюдением прав и свобод граждан и юридических лиц.

Характерным для деятельности судебных приставов является то, что

все три указанные составляющие их деятельности, как правило, взаимосвязаны. Если судебный пристав принимает незаконное решение — выносит незаконное или необоснованное постановление, он, действуя на основании этого решения, нарушает закон и тем самым в большинстве случаев ущемляет права гражданина или организации.

В том случае, когда проверка проводится по заявлению гражданина или юридического лица, обжалующего конкретные действия (бездействие) судебного пристава, и нет оснований предполагать наличия других нарушений, возможно ограничиться проверкой изложенных фактов. Хотя, как правило, допускается сразу несколько нарушений закона, о которых сам заявитель может и не подозревать. Поэтому целесообразно проверять выполнение судебным приставом всего комплекса требований, предъявляемых к исполнительному производству.

При плановой или текущей проверке исполнения законодательства в районной (городской) службе судебных приставов необходимо провести тщательную подготовку. О принципах проведения подготовительных мероприятий уже говорилось выше.

Вопросы, которые предстоит выяснить в ходе проверки, можно разделить на несколько групп:

  • — соблюдение установленных для исполнительного производства сроков;
  • — наличие фактов бездеятельности в тех случаях, когда закон требует от судебного исполнителя совершения активных действий;
  • — соблюдение законности при наложении взысканий на граждан и должностных лиц;
  • — иные вопросы деятельности службы судебных приставов.

В зависимости от поступившей в прокуратуру информации целью проверки может быть выяснение и других обстоятельств, необходимых для того, чтобы определить состояние законности в деятельности службы судебных приставов.

Независимо от характера конкретного исполнительного производства необходимо проверить соблюдение судебным приставом следующих установленных законом сроков:

  • — возбуждения исполнительного производства;
  • — направления заинтересованным лицам копий постановления о возбуждении исполнительного производства;
  • — установленных должником для добровольного исполнения;
  • — совершения исполнительных действий;
  • — рассмотрения обращений юридических и физических лиц.

Как показывает практика, наиболее распространенным нарушением является несоблюдение сроков возбуждения исполнительного производства и совершения исполнительных действий.

Проверка порядка совершения исполнительных действий включает в себя проверку следующих моментов:

  • — выполнения требований закона о принятии к исполнению исполнительного документа;
  • — соблюдения сроков предъявления исполнительного документа к исполнению;
  • — соответствия исполнительного документа требованиям закона;
  • — соблюдения требований закона при возвращении исполнительного документа взыскателю;
  • — вынесения постановления об окончании исполнительного производства;
  • — соблюдения очередности удовлетворения требований взыскателей;
  • — соблюдения требований закона при наложении ареста на имущество должника (описи имущества, его изъятия, передачи на хранение),

наложении ареста или обращения взыскания на вновь поступающие на счет должника денежные средства;

  • способов оценки и реализации имущества должника, привлечение в необходимых случаях специалистов;
  • законности действий по отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов и актов других органов;
  • обоснованности изменения способа и порядка приостановления, прекращения и окончания исполнительного производства;
  • решения вопросов исполнения решений по спорам неимущественного характера (вселение, выселение, восстановление на работе и др.).

Кроме того, прокурор должен проверить поступившую информацию о наличии оснований для отвода судебного пристава. Судебный пристав не может участвовать в исполнении судебных постановлений и постановлений иных органов в случаях:

  • 1) если он является родственником сторон или других лиц, участвующих в деле, и их представителей;
  • 2) если он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе дела либо если имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Проверяя наличие фактов бездеятельности судебных приставов, в частности, необходимо выяснить:

  • не уклоняется ли судебный пристав от возбуждения исполнительного производства;
  • своевременно ли направляются копии исполнительных документов в связи с изменением места жительства или работы должника;
  • выполняются ли требования по розыску должника и его имущества; направляются ли письменные запросы в налоговые органы, органы регистрации и т.д.;
  • соблюдаются ли требования о направлении исполнительных документов по спорам неимущественного характера;
  • обращается ли в суд в случае неисполнения должником исполнительного документа о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника с заявлением, утвержденным старшим судебным приставом; вынесении определения о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула, или разницы в заработке за все время вынужденного прогула, или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении работника по день исполнения исполнительного документа.
Это интересно:  Банк судебных приставов великий новгород 2019 год

Проверка обоснованности наложения на граждан или должностных лиц взысканий ставит своей целью выяснение следующих вопросов:

  • допускаются ли нарушения в ходе привлечения виновных к ответственности за неисполнение законных требований судебных приставов-исполнителей и нарушения законодательства РФ об исполнительном производстве;
  • правомерно ли наложение на должника взыскания за неисполнение решений суда;
  • — является ли обоснованным вынесение судебным приставом постановления о приводе гражданина или должностного лица за уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава или к месту совершения исполнительных действий;
  • — утверждено ли постановление старшим судебным приставом; не допущено ли нарушения закона при доставлении этого лица.

Надо отметить, что наложение судебным приставом штрафа регулируется нормами Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а не КоАП и, следовательно, не является привлечением к административной ответственности. Поэтому действие ст. 85 и 87 указанного Закона, регулирующих наложение штрафа постановлением судебного пристава, распространяется также на военнослужащих и других лиц, несущих ответственность в дисциплинарном порядке.

Проверке подлежит и состояние законности в деятельности службы судебных приставов, напрямую не связанной с исполнением судебных постановлений, а касающейся следующих вопросов:

  • — отчисления в бюджет денежных сумм от исполнительских сборов;
  • — формирования внебюджетного фонда развития исполнительного производства, его целевого использования.

Надзор за исполнением законов районной (городской) службой судебных приставов по существу не отличается от надзора за исполнением законов иными государственными органами, и к нему относится все сказанное выше относительно порядка проведения проверок. Следует только перечислить те документы, с которыми должен при проведении проверки ознакомиться прокурор:

  • — журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции;
  • — книга учета исполнительных документов;
  • — алфавитные указатели учета взыскателей;
  • — зональные книги учета исполнительных производств;
  • — реестр дел;
  • — журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних детей, выплачиваемых в период розыска родителей;
  • — журнал учета штрафов, налагаемых судебными приставами- исполнителями при исполнении судебных решений;
  • — книга учета депозитных сумм;
  • — книга выплаты премиального вознаграждения судебным приставам-исполнителям;
  • — журнал регистрации жалоб и заявлений;
  • — отчетно-статистическая документация.

Если в результате проверки прокурор придет к выводу о необходимости применения мер прокурорского реагирования, он делает это по общим правилам принесения протеста, внесения представления и направления предостережения.

При решении вопроса о том, каким именно образом реализовать свое право на опротестование незаконного постановления судебного

пристава-исполнителя, следует принять во внимание, что на практике протест приносится старшему судебному приставу районной (городской) службы судебных приставов.

Обжалование действий судебного пристава по исполнению документов иных органов включается в подведомственность судов общей юрисдикции независимо от того, связана ли выдача исполнительного документа с осуществлением экономической деятельности или нет.

Решения и действия (бездействие) судебного пристава могут быть обжалованы в арбитражный суд только в том случае, если исполнительные документы выданы этим судом.

Прокурорский надзор за деятельностью судебного пристава

На первый взгляд, особых проблем с пониманием прокурорского надзора как одного из способов обеспечения законности в деятельности судебных приставов не возникает в силу абсолютной конкретизации субъекта, его осуществляющего.

Однако в условиях существования различных форм и видов защиты прав и свобод граждан (например, судебное оспаривание или уже рассмотренное нами обжалование в порядке подчиненности) возникает вопрос выбора. А для того, чтобы сделать правильный выбор (наиболее подходящий для конкретной ситуации), необходимо понимать разницу между ними.

Прокурорский надзор является разновидностью надзора. В законодательстве и в теории надзор не всегда четко разграничивается с контролем. Иногда эти понятия употребляются как синонимы, и различий между ними не проводится, что вызывает определенные трудности в понимании надзора как самостоятельного способа обеспечения законности в деятельности судебных приставов. В сложившейся ситуации гражданам не просто решить, какую наиболее эффективную форму защиты своих нарушенных прав в данной конкретной ситуации необходимо избрать: обращение в прокуратуру, подачу жалобы главному судебному приставу субъекта РФ и т. д.

Однако все-таки есть ряд сущностных характеристик, позволяющих различить контроль и надзор (таблица 5).

Таблица 5. Различия контроля и надзора

По проверяемым субъектам

Осуществляется в отношении организационно подчиненных субъектов либо в отношении субъектов, пусть и не подчиненных, но входящих в систему органов исполнительной власти либо находящихся в ведении органов исполнительной власти

Осуществляется в отсутствие организационной подчиненности надзирающего и поднадзорного субъекта.

По объекту проверки

Проверяется как законность, так и целесообразность принимаемых решений

Проверяется только законность принимаемых решений

По объему проверки

Может осуществляться во всех сферах деятельности подконтрольного субъекта(внутренний контроль) или в отношении отдельных сфер, по отдельным вопросам деятельности (внешний)

Это интересно:  Отдел судебных приставов по городу белгороду 2019 год

Осуществляется по конкретным вопросам, регламентированным в специальных нормативах, правилах, требованиях, стандартах, содержащихся в нормативных актах

По пределам вмешательства

Допускается вмешательство в оперативно-хозяйственную, конкретную исполнительнораспорядительную деятельность подконтрольного субъекта, существует право давать указания о том, как ему необходимо действовать

Не допускается вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорного субъекта, нет права давать указания о совершении каких-либо действий

По виду применяемой к нарушителям ответственности

К нарушителям применяются меры дисциплинарной ответственности

Нарушители привлекаются к административной ответственности

Исходя из названных различий и существа претензий к судебному приставу (должностным лицам ФССП), можно более-менее осознанно определиться с тем, куда обращаться с жалобой: к вышестоящему должностному лицу ФССП (использовать возможности внутриведомственного контроля) или к прокурору (использовать возможности надзора).

Надзор за исполнением законов судебными приставами — одно из направлений прокурорского надзора (ст. 1 ФЗ О прокуратуре) [1] .

Исходя из положений ст. 21 предмет данного направления прокурорского надзора может быть сформулирован следующим образом:

соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, Министерством юстиции РФ, ФССП РФ, их должностными лицами;

соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами.

Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах их нарушения, требующих принятия мер прокурором. Поводом для проверки являются заявления, жалобы, обращения и иные сообщения о нарушении законов судебными приставами.

Для осуществления надзора прокурор наделен следующими полномочиями:

  • • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения вышеназванных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов

для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

• вызывать должностных лиц для объяснений по поводу нарушений законов.

ФЗ О прокуратуре предусмотрено несколько видов мер реагирования прокурора на нарушения законов судебными приставам и должностными лицами ФССП РФ.

  • 1. Протест прокурора — это его реагирование на противоречащий закону правовой акт исполнительного органа или должностного лица. Он приносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, издавшим этот акт. В протесте прокурор вправе требовать отмены правового акта либо приведения его в соответствие с законом. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок его рассмотрения. О результатах рассмотрения прокурору сообщается незамедлительно в письменной форме. Если протест рассматривается коллегиальным органом, о дне его заседания сообщается прокурору, принесшему протест, чтобы он мог лично поддержать протест.
  • 2. Представление прокурора готовится на основе материалов прокурорских проверок и преследует цель устранения нарушений законов, причин нарушений и способствующих им условий. Оно вносится в орган или должностному лицу, правомочным устранять нарушение закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры, и о результатах сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне его заседания.
  • 3. Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении выносится в случае обнаружения административного правонарушения, совершенного судебным приставом (должностным лицом ФССП РФ). Оно подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленный законом срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
  • 4. Предостережение о недопустимости нарушения закона объявляется прокурором судебному приставу (должностным лицам ФССП РФ) в целях предупреждения правонарушений при наличии данных о готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Полномочие прокурора обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 35 ФЗ О прокуратуре). При этом в АПК РФ, ГПК РФ, иных законах возможности прокурора по участию в рассмотрении судами дел, связанных с соблюдением законности именно в деятельности судебных приставов, ограничены одной формой: участием прокурора в форме обращения в суд с заявлением [2] . Так, прокурор вправе оспорить по основаниям и в порядке, установленных процессуальным законодательством, в арбитражном суде, суде общей юрисдикции постановления, действия (бездействие) судебного пристава.

Кроме того, прокурор при обнаружении в действиях судебных приставов (должностных лиц ФССП РФ) признаков преступлений вправе направить соответствующие материалы в другие правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и его расследования (абз. 7 п. 2 ст. 7, п. 2 ст. 27 ФЗ О прокуратуре, п. 2 ч. 1 ст. 37 УПК РФ). Например, судебный пристав по ОУПДС обязан в течение 24 часов уведомить прокурора в случае причинения смерти или ранения при применении им физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (п. 3 ст. 15 ФЗ № 118). Прокурор,

проверив правомерность соответствующих действий, вправе вынести мотивированное постановление о направлении материалов проверки в следственные органы для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности судебного пристава по ОУПДС, если последний при их совершении превысил свои полномочия.

Это интересно:  Открытые торги судебные приставы 2019 год

Д.Х. Валеев считает, что общих полномочий, предоставленных прокурору ФЗ О прокуратуре, явно недостаточно для осуществления реального надзора [3] . Необходимо согласиться с тем, что в отраслевом законодательстве (ФЗ № 118 и ФЗ №229) можно было бы дополнить и конкретизировать полномочия прокурора применительно к сфере деятельности судебных приставов.

В настоящее время прокуратура РФ для повышения эффективности соответствующего направления прокурорского надзора прибегает к принятию различных ведомственных правовых актов.

Среди таких актов можно отметить:

  • • указание Генеральной прокуратуры РФ от 12 мая 2009 г. № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами»;
  • • указание Генеральной прокуратуры РФ от 14 июля 1999 г. №41/38 «Об улучшении взаимодействия территориальных, военных прокуроров и прокуроров войсковых частей при осуществлении надзора за соблюдением законности в стадии исполнения судебных актов» [4] ;
  • • указание Генеральной прокуратуры РФ от 25 марта 1999 г. № 19/38 «О мерах по обеспечению прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций с целью предотвращения обращения взыскания на имущество мобилизационного назначения» [5] ;
  • • информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 23 марта 2000 г. №38-15-2000 «О праве прокурора обращаться в арбитражный суд в связи с незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя по делам, по которым прокурор не предъявлял иск».

Эти правовые акты, зачастую касающиеся частных вопросов, направлены на реализацию возложенных на прокуратуру функций в части обеспечения исполнения законов судебными приставами. В какой-то мере (но не полностью) они помогают исправить ситуацию, связанную с недостаточной проработкой в действующем законодательстве рассмотренного направления прокурорского надзора.

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов

Надзор за исполнением законов судебными приставами как самостоятельная отрасль прокурорского надзора

Статистика работы судебных приставов

Судебные приставы по ОУПДС допускают при исполнении должностных обязанностей нарушения закона

Повышенное внимание осуществлению прокурорского надзора за судебными приставами по ОУПДС обусловливается рядом факторов: судебные приставы по ОУПДС непосредственно участвуют в применении мер процессуального и иного принуждения к гражданам и юридическим лицам. При этом они допускают нарушения закона; при осуществлении своих обязанностей они систематически применяют физическую силу и специальные средства, вправе применять оружие; судебные приставы обладают широкими административно-юрисдикционными полномочиями по отношению к гражданам, попадающим в сферу их деятельности.

37. Надзор за исполнением законов судебными приставами

37. Надзор за исполнением законов судебными приставами

Надзор за исполнением законов судебными приставами – это новое направление в деятельности прокуратуры, связанное с принятием Федеральных законов от 21 июля 1997 г. № 118 – ФЗ «О судебных приставах» и от 21 июля 1997 г. № 119 – ФЗ «Об исполнительном производстве». Судебные приставы делятся на судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

При надзоре за судебными приставами-исполнителями прокурор проверяет, приняты ли меры по исполнительным документам судебных органов, рассмотрены ли заявления и ходатайства сторон по поводу исполнительного производства, заявленные судебным приставам-исполнителям, а также законно ли наложен арест на имущество судебным приставом-исполнителем, приняты ли меры по розыску должника, правильно ли осуществляется проверка судебными приставами-исполнителями исполнительных документов у должностных лиц органов и учреждений.

При надзоре за судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов прокурор проверяет, обеспечена ли безопасность судьи, лиц, участвующих в процессе и иных лиц, безопасность в судебном заседании, подготовлено ли судебное помещение для судопроизводства, доставлены ли вещественные доказательства по данному разбирательству, выполнены ли распоряжения и исполнительные решения судьи; соответствует ли закону привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, соблюдается ли применение судебным приставом физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, взаимодействует ли судебный пристав с военнослужащими воинских частей по конвоированию лиц, содержащихся под стражей по вопросам их охраны и безопасности, соблюдаются ли сроки исполнения исполнительных листов:

1) исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов судов общей юрисдикции, арбитражных судов, и судебных приказов – в течение 3 лет;

2) исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, – в течение 3 месяцев;

3) исполнительных листов, выдаваемых судами на основании решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, – в течение 6 месяцев;

4) оформленных в установленном в порядке требований органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания – в течение 6 месяцев;

5) удостоверений комиссий по трудовым спорам – в течение 3 месяцев;

6) постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в течение 3 месяцев (ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Статья написана по материалам сайтов: studref.com, idatenru.ru, law.wikireading.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector