Исполнительные мероприятия судебных приставов 2019 год

Закон об исполнительном производстве говорит, что есть исполнительные действия. То есть действия, которые направлены на исполнение решения суда. Или иных обязательных актов. И осуществляют такие действия только специально уполномоченные должностные лица в рамках исполнительного производства. Речь идет о судебном приставе-исполнителе.

Исполнительные действия могут осуществляться только после вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства. О чем уведомляется должник. Если исполнительное производство приостановлено, никакие исполнительные действия осуществляться не могут.

Обязанности пристава-исполнителя, порядок осуществления того или иного исполнительного действия регламентирован Федеральным законом от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ.

Исполнительные действия: виды

Закон наделяет судебного пристава правом осуществлять большой перечень исполнительных действий. Среди видов исполнительных действий есть специальные, которые связаны с конституционными правами граждан. Из реализация требует от пристава соблюдать ряд обязательных требований. Причем, как до выполнения, так и во время. Иначе стороны производства могут обратиться в суд с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя.

Итак, к исполнительным действиям относятся:

  • вызов к судебному приставу. Причем не только сторон. О необходимости явки судебный пристав уведомляет повесткой (извещением). В ней указаны сроки явки к приставу или на место совершения иных исполнительных действий. При отказе добровольной явки лица могут быть подвергнуты приводу.
  • запрос сведений, в том числе персонального характера, необходимых для исполнительного производства. Такой запрос может быть адресован к любым лицам: физическим, юридическим, государственным органам, банковским и кредитным организациям, как на территории РФ, так и за ее пределами. Запрос сведений может производится и у самих должника, взыскателя. Ответ на него надлежит отправить в течение 7 дней.
  • проверка исполнения финансовых документов. Например, пристав может запросить информацию у работодателя о произведенных выплатах и удержаний из заработной платы;
  • поручение. Например, поручение банку осуществить перевод денежных средств на счет взыскателя. Адресуются третьим лицам.
  • вход в нежилые помещения должника или всех других лиц в целях исполнения исполнительных документов.
  • вход в жилые помещения должника без его согласия. Но при наличии письменного разрешения старшего судебного пристава (если возбуждено производство по выселению должника, а также вселению взыскателя, письменное разрешение не потребуется). Поскольку это действие посягает на гарантированную Конституцией неприкосновенность жилища, судебный пристав обязан заранее уведомить должника о намерении выполнить исполнительное действие. Если только исполнительный документ не подлежит немедленному исполнению, и такой вход в жилище не связан с наложением ареста или принятием обеспечительных мер.
  • арест на имущество должника, его денежные средства или ценные бумаги, их изъятие и передача на хранение;
  • оценка имущества, в том числе привлекать специалистов по оценке.
  • розыску должника;
  • рассмотрение заявлений и ходатайств сторон исполнительного производства, иных лиц, участвующих в исполнительном производстве;
  • взыскание исполнительского сбора;
  • запрос сведений в Росреестр с целью регистрации имущества на имя должника, когда такая регистрация им не произведена;
  • ограничение выезда для должника;
  • иные действия, необходимые для исполнения судебных решений и иных исполнительных документов.

Информация о наиболее популярных исполнительных действиях размещена на сайте. В том числе в рубрика “исполнение рещений”. Образцы ходатайств и заявлений судебным приставам Вы найдете в той же рубрике.

Розыск в ходе исполнительных действий

Исполнительное действие – розыск – применяется к должнику в целях розыска его местожительства или пребывания, его имущества, а также в отношении детей. Это исполнительное действие применяется только в том случае, когда все иные не дали результатов. То есть обстоятельства, по которым начинается розыск, не установлены. Осуществляются розыскные мероприятия специальными должностными лицами в составе службы судебных приставов.

Объявляется розыск по месту исполнения исполнительных действий. Либо по последнему известному месту нахождения имущества, должника или ребенка. Розыск проводится на территории всей Российской Федерации, а также и за ее пределами (когда такой розыск предусмотрен международными договорами).

Судебный пристав-исполнитель может и сам инициировать розыскные мероприятия. Или взыскатель вправе обратиться с соответствующим заявлением, если заявлены требования о взыскании алиментов, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, об отобрании ребенка, об определении порядка общения с ребенком и т.п.

В принципе, зная загруженность службы судебных приставов, рекомендуем взыскателю в письменной форме обратиться к приставу-исполнителю с просьбой об объявлении розыска. На что он обязан будет в письменной форме ответить. Либо возбудить исполнительный розыск, либо отказать (ст. 65 Закона).

Исполнительные действия, ограничивающие конституционные права

Активно применяется в настоящее время такая мера воздействия на должника, как ограничение выезда. Касается она тех должников, которые вовремя не исполнили требования взыскателя. Об ограничении на выезд выносится постановление, которое утверждается старшим судебным приставом. Оно направляется должнику, в пограничную службу, в полицию.

Важно: если исполнительный документ основан не на судебном акте, ограничить выезд из РФ вправе только суд по письменному заявлению должностного лица службы судебных приставов. В иных случаях такие исполнительные действия вправе произвести судебный пристав-исполнитель.

  • должник окажется лишен основного законного источника средств к существованию;
  • использование транспортного средства является для должника и проживающих с ним членов его семьи единственным средством для обеспечения их жизнедеятельности с учетом ограниченной транспортной доступности места постоянного проживания;
  • должник – инвалид или на его иждивении должника находится инвалид I или II группы либо ребенок-инвалидом;
  • сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) не превышает 10 000 рублей;
  • должник воспользовался отсрочкой или рассрочкой исполнения требований исполнительного документа.

Судебные приставы наделены большим арсеналом возможностей по осуществлению исполнительных действий в принудительном порядке.

«Методические рекомендации по обеспечению безопасности исполнительных действий судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов» (подготовлены ФССП РФ)

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА

I. Общие положения

1.1. Настоящие рекомендации подготовлены для использования в работе структурными подразделениями территориальных органов ФССП России по обеспечению безопасности исполнительных действий судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

1.2. Правовой основой настоящих рекомендаций являются Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 03.08.1999 N 226 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности» (далее — Приказ N 226), Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 27.12.2006 N 384 «Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов», Приказ ФССП России от 28.12.2007 N 662 «Об утверждении Положения о специализированном отделе, Инструкция по организации работы дежурных частей, Инструкция по организации работы группы быстрого реагирования и Типового штатного расписания специализированного отдела оперативного дежурства территориального органа Федеральной службы судебных приставов».

1.3. Основанием для привлечения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебные приставы), в определенное время, к обеспечению безопасности исполнительных действий служит заявка (Заявка на привлечение судебных приставов по ОУПДС для совершения исполнительных действий — приложение N 4 к Приказу Минюста России от 03.08.1999 N 226 (в ред. Приказа Минюста России от 12.01.2004 N 3) судебного пристава-исполнителя (далее — заявка), утвержденная начальником отдела — старшим судебным приставом (далее — старший судебный пристав).

II. Подготовка к обеспечению безопасности

2.1. Заявка подается судебным приставом-исполнителем старшему судебному приставу для утверждения в порядке внутреннего документооборота структурного подразделения не позднее чем за трое суток до даты проведения исполнительных действий.

При необходимости немедленного привлечения судебных приставов к обеспечению безопасности исполнительных действий в случаях, не терпящих отлагательств, заявка может быть подана непосредственно в день проведения исполнительных действий по согласованию со старшим судебным приставом.

2.2. Заявка рассматривается старшим судебным приставом (в течение одного рабочего дня), который знакомится с исполнительным производством и, исходя из материалов, а также другой информации, решает вопрос о необходимости участия судебных приставов в обеспечении безопасности исполнительных действий.

В случаях, не терпящих отлагательств, заявка рассматривается старшим судебным приставом незамедлительно.

2.3. После утверждения заявки старшим судебным приставом она передается работнику, ответственному за ведение документации, по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — ОУПДС) для регистрации в журнале учета заявок на участие судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в принудительном исполнении судебных актов и актов других органов — приложение N 7 к Приказу (далее — журнал).

Указанный работник регистрирует заявку в журнале и передает судебному приставу (старшему группы судебных приставов), назначенному старшим судебным приставом, для обеспечения исполнительных действий под роспись.

2.4. При подготовке к исполнению заявки старший судебный пристав:

— изучает материалы исполнительного производства;

— определяет количество судебных приставов, направляемых для обеспечения безопасности исполнительных действий (назначает старшего группы);

— определяет экипировку и вооружение;

— проводит инструктаж судебных приставов;

— при необходимости выезжает с судебными приставами и судебными приставами-исполнителями к месту совершения исполнительных действий.

Судебный пристав-исполнитель сообщает судебному приставу (старшему группы) адрес места совершения исполнительных действий, информацию о расположении объекта (тип строения, описание прилегающей территории, количество занимаемых этажей и др.).

2.5. Инструктаж судебных приставов, привлекаемых к обеспечению безопасности исполнительных действий, как правило, проводит старший судебный пристав за день до совершения исполнительных действий.

В ходе инструктажа старший судебный пристав проверяет:

— знание судебными приставами своих прав и должностных обязанностей;

— исправность оружия, специальных средств и средств связи (внешним осмотром);

— наличие предметов форменной одежды.

2.6. В ходе инструктажа особое внимание обращается на:

— недопущение действий, унижающих честь и достоинство лиц, участвующих в исполнительном производстве, а также находящихся на месте совершения исполнительных действий;

— проявление бдительности в целях исключения противоправных действий в отношении лиц, участвующих в исполнительных действиях;

— возможность применения оружия, специальных средств и физической силы только в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах»;

— неправомерность применения оружия, специальных средств и физической силы в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

2.4. Старший судебный пристав, исходя из материалов исполнительного производства и другой информации, может обращаться к руководителю территориального органа ФССП России — главному приставу субъекта Российской Федерации (далее — Руководитель) по вопросу привлечения судебных приставов группы быстрого реагирования Специализированного отдела по организации оперативного дежурства (далее — судебные приставы ГБР) к обеспечению безопасности исполнительных действий.

Для решения указанного вопроса старший судебный пристав направляет служебную записку (с приложением заявки) на имя руководителя, в которой обосновывается необходимость привлечения судебных приставов ГБР к обеспечению безопасности исполнительных действий.

Это интересно:  Йошкар ола судебные приставы торги 2019 год

Служебная записка с приложением заявки, утвержденной старшим судебным приставом, направляется нарочным или факсимильной связью (с последующим направлением по почте) в аппарат территориального органа ФССП России.

2.5. Руководитель рассматривает заявку.

В случае положительного решения вопроса об участии судебных приставов ГБР в исполнительных действиях дает указание о направлении заявки начальнику Специализированного отдела по организации оперативного дежурства для исполнения.

2.6. Начальник Специализированного отдела по организации оперативного дежурства:

— регистрирует заявку в журнале;

— уточняет по телефону у старшего судебного пристава, утвердившего заявку, дату и время проведения инструктажа и сообщает фамилии, имена и отчества судебных приставов, назначенных для обеспечения исполнительных действий;

— поручает указанным судебным приставам прибыть в соответствующее подразделение территориального органа ФССП России для инструктажа и об обеспечении безопасности исполнительных действий.

2.7. При привлечении судебных приставов ГБР для обеспечения исполнительных действий заявка регистрируется только в Специализированном отделе по организации оперативного дежурства.

III. Исполнение судебными приставами заявок

на обеспечение безопасности исполнительных действий

3.1. На время осуществления безопасности исполнительных действий судебные приставы обеспечиваются служебным автотранспортом и средствами связи.

Судебные приставы выезжают на место совершения исполнительных действий совместно с судебными приставами-исполнителями.

3.2. По прибытии к месту совершения исполнительных действий судебный пристав (старший группы):

— докладывает старшему судебному приставу о прибытии на место совершения исполнительных действий и начале их совершения;

— оценивает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций при осуществлении принудительного исполнения;

— указывает судебным приставам с учетом рекомендаций судебного пристава-исполнителя места их расположения, позволяющие наиболее эффективно обеспечивать безопасность судебного пристава-исполнителя, выбирая расположение таким образом, чтобы оно позволяло вести постоянное наблюдение за ходом исполнительных действий.

3.3. В ходе совершения исполнительных действий:

3.3.1. Судебные приставы:

— не допускают вмешательства посторонних лиц в процесс совершения исполнительных действий;

— находятся в месте, определенном старшим группы;

— ведут постоянное наблюдение за должником и другими лицами, участвующими в исполнительных действиях;

— обеспечивают безопасность судебного пристава-исполнителя, соблюдают правила личной безопасности.

3.3.2. Старший группы:

— контролирует действия судебных приставов;

— при необходимости, по радиосвязи или телефону, запрашивает у старшего судебного пристава усиление.

3.4. В случае воспрепятствования проведению исполнительных действий судебный пристав:

— в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.8 КоАП;

— задерживает лиц, совершивших административные правонарушения, с последующей передачей их сотрудникам милиции;

— при необходимости обращается за помощью к сотрудникам милиции и других правоохранительных органов.

3.6. Судебным приставам при обеспечении безопасности исполнительных действий запрещается:

— совершать действия по вскрытию помещений или хранилищ должника;

— принимать участие в исполнительских действиях в качестве понятого или специалиста;

— отвлекаться от несения службы;

— вступать с участниками исполнительных действий в разговоры, кроме случаев, когда необходимо дать указания, относящиеся к обеспечению безопасности исполнительных действий;

— разглашать маршрут движения и порядок действий группы судебных приставов.

IV. Оформление отчетных документов по результатам

обеспечения исполнительных действий

4.1. По окончании исполнительных действий судебный пристав (старший группы) представляет старшему судебному приставу отчет (Отчет об участии судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в исполнительных действиях — приложение N 8 к Приказу), завизированный судебным приставом-исполнителем.

4.2. О случаях противоправных действий в отношении судебных приставов, судебных приставов-исполнителей, лиц, участвующих в исполнительном производстве, а также находящихся на месте совершения исполнительных действий судебный пристав (старший группы) информирует старшего судебного пристава, а после окончания исполнительных действий составляет соответствующий акт, в котором указываются все обстоятельства происшествия и фамилии свидетелей.

4.3. В случае совершения противоправных действий в отношении судебных приставов и возникновения чрезвычайных происшествий в ходе обеспечения безопасности исполнительных действий старший судебный пристав представляет специальные донесения в дежурную часть территориального органа ФССП России в соответствии с установленным порядком.

4.4. Обо всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебные приставы в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме докладывают начальнику отдела — старшему судебному приставу, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, направляют прокурору письменный рапорт.

Действия судебных приставов по исполнительному листу

  1. Приставы незаконно списали деньги? Наши юристы проконсультируют по этой проблеме на странице бесплатной юридической консультации
  2. Горячая линия — 8 499 577 04 24 (Москва и область) или 8 800 511 38 27 (Другие регионы РФ)

Работа судебных приставов по исполнительному листу регламентирована на законодательном уровне. По окончанию судебного разбирательства, истец получает на руки исполнительный лист и обретает статус взыскателя. Зачастую обычные граждане не имеют достаточных юридических знаний, поэтому не понимают, в чем заключается работа судебного пристава, и какие действия им будут предприниматься по решению суда.

Для того, чтобы запустился процесс принудительного взыскания по исполнительному листу, взыскателю необходимо направить его вместе с заявлением в территориальный отдел органов ФССП РФ.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.

Правила направления исполнительного листа

Чтобы, узнать на практике, в чём заключается работа пристава, взыскателю необходимо выполнить следующее:

  1. проверить, чтобы исполнительный документ отвечал правилам, закрепленным в статье 13 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 (редакция 03.07.2016);
  2. следующий важный аспект – это сроки для предъявления. Производство по исполнительному листу будет открыто, если сроки, отведенные для предъявления, не истекли. Данное правило регулируется статьей 21, на основании которой лист можно направить в органы ФССП в течение трех лет, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 4, 7 этой же статьи;
  3. составить заявление в письменной форме с просьбой возбудить производство.

Внимание! Нужна защита от приставов? Задайте вопрос в форме, перейдите на страницу консультации юриста, переходите, сегодня бесплатно!

  1. полное наименование ФССП РФ, куда адресовано прошение;
  2. исчерпывающие данные взыскателя (Ф.И.О, контактный номер, место фактического проживания, реквизиты банковских счетов для перечисления задолженности);
  3. изложение известной информации о должнике;
  4. наименование судебной инстанции, постановившей решение;
  5. номер и дата исполнительного листа и судебного решения, на основании которого он был выдан;
  6. требования, которые удовлетворены судом в части суммы, подлежащей взысканию;
  7. кроме этого, заявитель имеет право ходатайствовать об аресте имущества, запрете права на выезд за пределы России должника;
  8. дата, личная подпись.

На основании статей 30, 33, взыскателю необходимо направлять исполнительные документы вместе с заявлением в территориальный орган приставов по адресу проживания должника или по месторасположению его имущества и материальных благ. Если такие данные о должнике неизвестны взыскателю, то исполнительные действия будут осуществляться по последнему известному местонахождению плательщика, либо по адресу проживания взыскателя, до выяснения обстоятельств.

Подготовленная документация подается лично взыскателем через канцелярию отделения ФССП, о чем ставится штамп с датой принятия. Если такой возможности нет, можно направить по почте заказным письмом.

Какие меры принимает исполнитель по заявлению

После того, как отделением будут получены и зарегистрированы документы взыскателя, на протяжении 3 дней их распределяют на конкретного судебного пристава, который должен предпринять действия по исполнительному листу (п.7 ст.30 ФЗ № 229).

В обязанности пристава входит предпринять следующее (ст.30):

  1. при получении в течение трех дней издать постановление о возбуждении производства по исполнительному листу;
  2. если нет оснований для открытия, отказать в возбуждении (письменно мотивировать);
  3. о принятых мерах, в этот же день либо не позднее следующего, приставом направляется копия постановления участникам процесса (должник, взыскатель, суд, другие заинтересованные органы).

Порядок исчисления сроков закреплен в статье 15 ФЗ № 229.

Для контроля исполнения и соблюдения сроков судебными приставами исполнителями, рекомендуется не ожидать копии постановления по почте, а получать ее лично на руки, в порядке приема граждан. Таким образом, в случае несогласия с постановлением, у сторон есть шанс своевременно обжаловать документ.

Внимание! Нужна защита от приставов? Задайте вопрос в форме, перейдите на страницу консультации адвоката, переходите, сегодня бесплатно!

Какими обязанностями наделен судебный пристав исполнитель

Статьей 12 предусмотрено, что на исполнителя возложены обязанности по принудительному исполнению решений суда и актов иных инстанций:

  1. он должен своевременно и в полном объеме исполнять требования исполнительных документов, руководствуясь положениями законодательства;
  2. по просьбе сторон и их представителей, предоставлять материалы производства для ознакомления, выписок, снятия ксерокопий;
  3. рассматривать заявления и ходатайства участников процесса. А по результатам рассмотрения выносить соответствующее постановление и обязательно разъяснять сторонам порядок обжалования, и в какие сроки они могут это сделать;
  4. не допускается ведение исполнительного производства заинтересованным приставом, в том числе, если он является родственником взыскателя/должника. В этом случае он обязан заявить самоотвод;
  5. производит обработку личной информации сторон, если того требует полное и правильное исполнение;
  6. если не известно местонахождение должника, его имущества организовывает розыскные мероприятия, а также ответчика или ребенка на основании судебных актов по гражданским делам;
  7. судебные приставы также принимают в производство дела, связанные с административными правонарушениями;
  8. при обнаружении состава преступления, передают информацию органам дознания.

Какие права имеет исполнитель

Судебные приставы имеют не только обязанности, но и права.

Осуществление этих действий направлено на исполнение требований исполнительных документов:

  1. в процессе работы, пристав может запрашивать необходимые документы, сведения, не только общего характера, но и персональные, отбирать объяснения;
  2. производить проверки у работодателя, если у него трудоустроен должник. Чтобы выяснить, насколько выполняются требования исполнительного листа;
  3. задействовать отдельными поручениями стороны производства в проведении определенных исполнительных мероприятий;
  4. если исполнитель требует доступ в помещение для осмотра, должник или другие лица не вправе отказать ему. В противном случае служащий может вскрыть его;
  5. накладывать арест на имущество, а также изымать его. В дальнейшем эти блага могут быть реализованы на торгах с целью возвращения задолженности взыскателю;
  6. арестовывать деньги и материальные ценности в размерах, указанных в исполнительных документах. В данном случае денежные средства подразумеваются не только наличные, но и те, что находятся на банковских счетах;
  7. если собственник нежилого помещения даст согласие, пристав может там оставить на хранение изъятое имущество, а так же определить круг лиц, которые будут отвечать за его сохранность;
  8. исполнителю разрешено обратиться в инстанцию, издавшую исполнительный акт за разъяснениями, в случае непонятных ему пунктов;
  9. осуществлять проверку документов, у граждан, причастных к производству;
  10. при проведении исполнительно-розыскных мероприятий делать всевозможные запросы в учреждения, проводить опросы граждан, при необходимости обследовать помещения, выяснять необходимую информацию, которая имеет отношение к делу и может способствовать выявлению должников или имуществе;
  11. привлекать к содействию сотрудников МВД, ФСБ, миграционной службы и других государственных органов;
  12. действовать другими способами, которые не противоречат законодательству России.

Таким образом, основное направление в деятельности судебных исполнителей это исполнение требований по решениям судебных инстанций и актов иных, уполномоченных структур. Основная масса исполнительных производств это взыскание задолженности по кредитам, алиментам, штрафам, налогам, коммунальным платежам.

Возможно вам будет интересно

Об авторе

В 2000 году окончил юридический факультет НИУ «Высшая школа экономики». Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, сделки с имуществом, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

Это интересно:  Абинск судебные приставы начальник 2019 год

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

В результате изучения материалов гл. 8 обучающиеся должны:

знать виды исполнительных действий, условия и порядок их совершения, особенности совершения исполнительных действий при исполнении различных видов исполнительных документов;

уметь разграничивать исполнительные действия и меры принудительного исполнения, определять нормы законодательства, подлежащие применению к совершению определенных видов исполнительных действий, устанавливающие пределы полномочий судебного пристава-исполнителя по их совершению;

владеть навыками анализа документов, предусматривающих совершение исполнительных действий, на предмет их законности и обоснованности.

Общая характеристика исполнительных действий

В соответствии со ст. 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с Законом об исполнительном производстве действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:

  • 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
  • 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории РФ, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором РФ, получать от них объяснения, информацию, справки;
  • 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
  • 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
  • 5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
  • 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника — без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
  • 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
  • 8) в порядке и пределах, которые установлены Законом об исполнительном производстве, производить оценку имущества;
  • 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности;
  • 10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
  • 11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
  • 12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
  • 13) взыскивать исполнительский сбор;
  • 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены Законом об исполнительном производстве;
  • 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
  • 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 8.1 и ч. 1 ст. 9 Закона об исполнительном производстве;
  • 17) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств.

Перечень исполнительных действий не является исчерпывающим. Пункт 17 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве предусматривает, что судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Как мы видим, в ст. 64 Закона об исполнительном производстве законодателем объединены в единый перечень совершенно разные по своему содержанию действия судебного пристава-исполнителя (адресатами которых являются как стороны исполнительного производства, так и иные лица), которые с трудом могут быть категоризированы. Часть исполнительных действий по своей правовой природе представляет собой обеспечительные меры (арест имущества), другие — процессуальные действия, направленные на получение информации, необходимой в исполнительном производстве (запрос сведений, розыск должника, его имущества), акты судебного пристава по санкционированию действий сторон в исполнительном производстве (рассмотрение заявлений и ходатайств, производство зачета встречных требований), действия по контролю за правильностью исполнения исполнительного документа третьими лицами и т.д.

Исполнительные действия в отношении должника представляют собой меры государственного принуждения, т.е. действия, совершаемые в отношении личности должника или его имущества вопреки или независимо от его воли. Именно поэтому монопольное право на применение таких мер законом передано государственным органам принудительного исполнения. Ряд исполнительных действий представляет собой ограничение конституционных прав должника. Так, например, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель (в отличие от многих иных представителей публичной власти) имеет право без специальной судебной санкции, лишь с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника — без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником.

Взыскатель и иные лица, кроме должностных лиц ФССП России, совершать исполнительные действия не могут.

Необходимо различать исполнительные действия и меры принудительного исполнения. Исполнительные действия не могут подменять собой меры принудительного исполнения, и наоборот. Согласно ст. 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. В отличие от исполнительных действий меры принудительного исполнения представляют собой не просто действия по созданию условий для принудительного исполнения, но собственно принудительное исполнение.

Все ли процессуальные действия судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве являются исполнительными действиями? Очевидно, что нет. Как представляется, сознательно законодатель не отнес к исполнительным действиям в ст. 64 Закона об исполнительном производстве возбуждение, приостановление, прекращение, окончание исполнительного производства. Не является исполнительным действием и обращение судебного пристава-исполнителя с заявлением к органу, выдавшему исполнительный документ, о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения. Несмотря на то что, например, обращение к суду за разъяснением выданного им исполнительного документа также имеет своей конечной целью создание условий для применения мер принудительного исполнения, такая связь является косвенной. В связи с указанным, при квалификации того или иного процессуального действия как исполнительного, определение исполнительного действия в ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве должно толковаться ограничительно, действие судебного пристава-исполнителя должно иметь прямую, а не косвенную связь с последующим применением мер принудительного исполнения и (или) понуждать должника к исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Пункт 17 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве не предоставляет судебному приставу-исполнителю права совершать действия, не предусмотренные федеральным законом. Как мы уже отмечали, принцип процессуального формализма предполагает, что в исполнительном производстве органами принудительного исполнения совершаются не любые действия, а только те, совершение которых прямо предусмотрено законом.

Какое значение имеет отнесение того или иного действия к исполнительному действию в соответствии со ст. 64 Закона об исполнительном производстве? Законодатель об этом умалчивает, однако совершенно очевидно, что исполнительные действия могут совершаться только при соблюдении определенных условии, требований к процедуре их совершения. Полномочия судебного пристава-исполнителя по совершению исполнительного действия не безграничны, должен существовать определенный юридический режим исполнительного действия, ограничивающий усмотрение должностных лиц ФССП России. Необходимость установления законом условий и порядка совершения исполнительных действий обусловлена тем, что, как следует из их назначения, они связаны с ограничением прав и свобод должника и иных лиц (не только имущественных, но и личных).

Позиция высших судов

ОАО обратилось в суд с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя, которым ОАО (должник) как единственному акционеру запрещено принимать решения об одобрении крупных сделок общества. Суд признал такое постановление незаконным на том основании, что, несмотря на то что перечень исполнительных действий является открытым и судебному приставу- исполнителю предоставлено право самостоятельно определять вид исполнительных действий, подлежащих применению, исходя из конкретных обстоятельств, запрещение обществу как единственному акционеру одобрять крупные сделки другого общества является чрезмерным, что необоснованно ущемляет права должника (определение ВАС РФ от 25.03.2013 № ВАС-2785/13 по делу № А11-239/2012).

Примечательно, что в указанном выше деле ВАС РФ, оценивая правомерность действий судебного пристава-исполнителя, указал на п. 5 ст. 4 Закона об исполнительном производстве, устанавливающий принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения. Арбитражный суд первой инстанции, в качестве причины признания примененной судебным приставом-исполнителем меры чрезмерной, ущемляющей права и законные интересы должника, указал на ее бессрочный характер, однако не признал ее неправомерной саму по себе *67 . Как следует же из позиции ВАС РФ, процитированной выше, примененная мера, ограничивающая корпоративные права должника, является неправомерной независимо от срока ее применения. Также следует учитывать, что в рассмотренном деле судебный пристав-исполнитель попытался совершить исполнительное действие, прямо не предусмотренное законом (не арест имущества должника, а запрет осуществления его субъективных прав на участие в юридическом лице).

Ни ст. 64, ни иные нормы Закона об исполнительном производстве не устанавливают общих условий и порядка совершения исполнительных действий (в Законе об исполнительном производстве нет и прямого нормативного запрета чрезмерных или ущемляющих права иных лиц мер). Отдельными статьями Закона об исполнительном производстве предусматривается порядок совершения лишь некоторых исполнительных действий (например, ст. 64.1—67 Закона об исполнительном производстве). В гл. 4, обсуждая принципы исполнительного производства, мы пришли к выводу о том, что закрепленный нормативно принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения не подлежит применению к исполнительным действиям, как следует из его наименования. Необходим общий принцип соразмерности исполнительных действий, в соответствии с которым при совершении исполнительных действий, выборе конкретного исполнительного действия судебный пристав-исполнитель в целях экономии репрессии, обеспечения прав и законных интересов должника и иных лиц и, одновременно, правильного и своевременного исполнения исполнительного документа должен принимать во внимание всю совокупность обстоятельств исполнительного производства.

Особое значение приобретают установленные законом гарантии при совершении исполнительных действий в тех случаях, когда такие действия затрагивают не только имущественную сферу, но и личность должника. Так, по мнению руководства ФССП России, активное применение судебными приставами-исполнителями предоставленных полномочий по временному ограничению на выезд должника из Российской Федерации способствует повышению фактического исполнения требований исполнительных документов и, следовательно, защите прав и законных интересов граждан, нередко только за счет применения данной меры недобросовестные должники погашают задолженность. В связи с указанным ставится вопрос, в том числе с учетом зарубежного опыта (США, Канада, Израиль, Польша), о введении новых полномочий судебных приставов, направленных на ограничение неимущественных прав должников (лишение специальных прав, установленных разрешением или лицензией, в том числе

водительских прав *68 , профессиональных лицензий, разрешений на охоту, рыбалку, занятие водным спортом и т.д.) *69 .

В Израиле судья исполнительного производства может оформить приказ о наложении следующих ограничений:

  • — ограничение на обладание заграничным паспортом или на его продление;
  • — запрет на выезд из страны;
  • — ограничение на пользование банковскими счетами;
  • — ограничение на использование кредитных карточек;
  • — ограничение на учреждение юридического лица;
  • — ограничение на обладание водительскими правами или на их получение *70 .
Это интересно:  Проверить авто по базе судебных приставов бесплатно 2019 год

В гл. 2, анализируя историю развития законодательства об исполнительном производстве, было отмечено, что смена парадигмы принудительного исполнения в России (как и в других европейских странах) в XIX в. была обусловлена переходом от мер принудительного исполнения, преимущественно направленных на саму личность должника, к мерам имущественного характера, побуждающим должника самого передать присужденное имущество взыскателю либо предусматривающим обращение взыскания на имущество должника помимо его воли специальными должностными лицами, действующими в соответствии с законом. Трудно не согласиться с тем, что меры, направленные на саму личность должника, как правило, намного более эффективны, чем меры имущественного характера, что было продемонстрировано опытом применения в российском исполнительном производстве ограничения на выезд должника за рубеж. Применение таких мер, как правило, требует от государства меньше временных и материальных затрат. Но, как известно, и в уголовном праве смертная казнь — единственное наказание, на 100% гарантирующее, что осужденный не совершит преступление вновь. Указанное, однако, не останавливает многие современные государства от отказа от смертной казни в пользу менее «эффективных» и более затратных видов наказаний.

Вряд ли сами по себе доводы об эффективности должны стать основным обоснованием расширения личных ограничений прав должника и иных лиц в исполнительном производстве. Намного важнее найти действительный конституционный баланс частных и публичных интересов, интересов должника и взыскателя в исполнительном производстве, юридические пределы вмешательства государства в частную жизнь на определенном этапе развития политической, правовой и социально-экономической системы государства. Таким образом, принцип соразмерности исполнительного действия, основанный на положениях Конституции РФ, должен применяться как в конкретных ситуациях, при оценке правомерности и обоснованности конкретного исполнительного действия, так и при определении направлений развития исполнительного производства, создании новых механизмов принудительного исполнения. Указанное относится не только собственно к ограничениям личных прав должников, но и к любым исполнительным действиям, которые затрагивают права должника и иных лиц на честь, достоинство, личную и семейную жизнь, тайну переписки и т.д. Должник в исполнительном производстве не является персоной «вне закона», его права и законные интересы подлежат защите и в исполнительном производстве.

Пример из практики

В одном из субъектов РФ детям, чьи родители являются должниками по алиментным обязательствам, судебные приставы предложили написать письма Деду Морозу, которые судебными приставами-исполнителями будут вручены родителям, которые являются должниками по исполнительным документам. В рейды по адресам злостных неплательщиков алиментов вместе с судебными приставами также были приглашены репортеры ведущих телерадиокомпаний региона, а также корреспонденты печатных изданий *71 .

Несмотря на объективно аморальное поведение многих должников, с точки зрения принципов правового государства вряд ли допустимо побуждать должника к выполнению его имущественных обязательств посредством освещения в СМИ его личной жизни, раскрытия неопределенному кругу лиц сведений о его семейных отношениях *72 . Как верно отмечает А. В. Юдин, анализируя новые «экзотические» способы исполнения требований исполнительных документов, такие меры (например, лишение специального права должника), в отличие от исполнительных действий, указанных в ст. 64 Закона об исполнительном производстве, непосредственно на исполнение требований исполнительного документа не направлены, никакой прямой юридической связи между данными действиями и исполнением судебного акта нет. Такие меры, как правило, имеют личный характер и направлены не столько на исполнение требований исполнительного документа, сколько на иные, чем имущественные, мотивы и доминанты поведения должника, на лишение его душевного спокойствия и комфорта *73 . Именно отсутствие юридически значимой связи между содержанием соответствующих мер и обязанностью должника, предусмотренной исполнительным документом, вызывает сомнения относительно правомерности введения личных ограничений в отношении должника по имущественным требованиям. Представляется, что в системе государственного принуждения отсутствие прямой юридической связи между объективной стороной поступка и содержанием реакции на него государства возможно только при применении мер юридической ответственности. Так, очевидно отсутствие прямой связи содержания такой меры наказания, как лишение свободы, с объективной стороной конкретного преступления (например, получение взятки), поскольку цель юридической ответственности не «отражение» преступления наказанием, а воздействие на психическую сферу правонарушителя правовыми методами. Многие государства давно отказались от наказаний, «отражающих» преступление, например отрубание руки за кражу, которой она была совершена, или нанесение преступнику точно таких же увечий, какие он нанес потерпевшему *74 .

Иная, чем воздействие на психику преступника, основная цель у других, чем ответственность, мер принуждения, например обеспечительных мер, мер защиты (правовосстановительных), профилактических мер и т.д. *75 Указанные меры по своему содержанию должны всегда соответствовать объективной стороне деяния, которое они предотвращают, пресекают либо последствия которого устраняют. Например, арест имущества как мера обеспечения направлен на предотвращение его отчуждения.

В гл. 5 все обязанности должника в исполнительном производстве предлагалось разделить на пассивные обязанности (по претерпеванию применения в отношении его принудительных действий), к которым относятся, например, обязанности допускать судебного пристава-исполнителя в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов (п. 5 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве), соблюдать наложенные аресты на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги (п. 7 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве), соблюдать временное ограничение на выезд за рубеж (л. 15 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве), и активные (по совершению должником действий) обязанности, например по предоставлению по запросу судебного пристава-исполнителя информации (п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве), явке по вызову судебного пристава-исполнителя (п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве) и т.д..

Очевидно, что в качестве санкции за противоправное поведение (уклонение от исполнения обязанности, подтвержденной исполнительным документом или правовым актом, на основании которого он выдан) государство может применить в конституционных пределах к должнику меры принуждения, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве. Однако возложена ли на должника обязанность не только не препятствовать, но и активно содействовать государству в совершении в отношении него исполнительных действий?

А. В. Юдин обращает внимание на отсутствие в Законе об исполнительном производстве прямого указания на юридическую обязанность должника по исполнению судебного решения по имущественному спору, а также на то, что состав принципов исполнительного производства не обнаруживает принципа, который обязывал бы должника к своевременному и реальному исполнению судебного акта. Многочисленные нормы об обязательности исполнения судебных постановлений (ч. 2 ст. 13 ГПК РФ) и законных требований судебного пристава-исполнителя (ч. 1 ст. 6 Закона об исполнительном производстве) имеют неконкретный характер и «растворяются» во множестве разноотраслевых предписаний *76 . Согласимся с тем, что в самом законодательстве об исполнительном производстве нет общей обязанности должника содействовать исполнению требований исполнительного документа, а Закон об исполнительном производстве в ст. 6 предусматривает лишь обязательность законных требований судебного пристава-исполнителя.

В связи с указанным должник, даже имея возможность исполнить требования исполнительного документа, по известным только ему одному причинам (например, неприязненное отношение к взыскателю, отказ воспринимать исполнительный документ как легитимный) в настоящее время может вести себя в исполнительном производстве пассивно. Как отмечает М, 3. Шварц, обязанность по исполнению исполнительного документа не может трактоваться как обязанность личного совершения действий по исполнению в исполнительных производствах по взысканию денежных средств или передаче имущества. Мотивы, по которым даже платежеспособный должник не платит долг добровольно, могут быть различными. При этом такой должник не препятствует совершению исполнительных действий (что является самостоятельным правонарушением), но лишь отказывается лично платить долг. Применение в отношении такого должника личных ограничений не только поощряло бы пассивность пристава-исполнителя, но и означало бы смену всей современной парадигмы исполнительного производства, основанной на системе имущественных, но не личных ограничений должника, состоящей из предусмотренных законом мер принудительного исполнения. При всей привлекательности и эффективности личных ограничений, они ни в коей мере не могут стать заменой деятельности судебного пристава-исполнителя по применению мер принудительного исполнения *77 .

Органами принудительного исполнения в целях облегчения работы судебного пристава по выявлению имущества должника ставится вопрос о введении в законодательство специального механизма самостоятельного декларирования (раскрытия) по требованию судебного пристава-исполнителя должником всего своего имущества и об установлении уголовной ответственности за уклонение от подачи такой декларации либо сообщение в ней заведомо ложных сведений.

В гражданском процессе с учетом принципа состязательности отсутствует ответственность не только за отказ стороны от объяснений и представления доказательств против себя, но даже за заведомо ложные объяснения. Статья 51 Конституции РФ прямо устанавливает, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого. Несмотря на то что соответствующее конституционное право предоставляется, прежде всего, подозреваемому, обвиняемому и подсудимому в уголовном процессе, возложение в исполнительном производстве на должника обязанности раскрыть свое имущественное положение, совершать иные активные действия для облегчения взыскателю и органам принудительного исполнения процесса взыскания (с учетом того, что исполнение такой обязанности обеспечивается уголовно-правовой санкцией) вряд ли будет соответствовать смыслу конституционных норм. Очевидно, что законодательство об исполнительном производстве должно идти по пути поощрения активности взыскателя, установления новых полномочий судебного пристава-исполнителя (в том числе по получению достоверной информации об имущественном положении должника) и лишь в последнюю очередь возлагать соответствующие обязанности по активному содействию исполнительному производству на должника.

Однако, как представляется, «безответственность» должника не безгранична, меры публично-правовой ответственности подлежат применению в случае, если его пассивность станет не просто «неудобной» для взыскателя и судебного пристава, вынужденного применять меры принудительного исполнения и совершать исполнительные действия, но и общественно опасной.

Пример из практики

На основании исполнительного листа о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка возбуждено исполнительное производство. Должник — трудоспособный гражданин не имеет постоянного заработка, задолженность по алиментам не погашает. Судебный пристав-исполнитель обратился в службу занятости с просьбой представить информацию о возможности трудоустройства должника с учетом его квалификации и затем направил ее должнику. Однако должник от всех вариантов трудоустройства отказался.

Безусловно, с этической точки зрения действия должника в рассматриваемой ситуации являются недопустимыми, однако очевидно, что в правовом государстве понудить кого-либо к труду для исполнения своих обязательств нельзя. Вместе с тем систематическое умышленное уклонение от исполнения своих обязанностей не только нарушает права взыскателя в исполнительном производстве, но и может быть квалифицировано как общественно опасное деяние, которое в определенных законом случаях, при соблюдении установленных уголовно-процессуальных гарантий влечет уголовную ответственность уже перед государством (например, ст. 157,177,315 УК РФ).

Статья написана по материалам сайтов: legalacts.ru, advocate-service.ru, studme.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector