Институт судебных приставов в россии 2019 год

Анализ источников, на которых осуществляли свою деятельность судебных приставов, правовые акты сфере судебных и решений, установленного деятельности действующие в время, позволяет что эволюция института судебных насчитывает несколько и можно условно выделить этапы становления развития данного института:

1) начальный этап в Древней феодальной Руси -XV вв.) исполнение решений осуществляли мечники, метельники, детские, биричи, праведщики, сотские иные — предшественники судебных приставов;

допетровское время XV — вв.) — подверники, недельщики Русского государства — исполнители судебных решений;

3) петровское и дореформенный (XVIII — XIX вв.) — Российской Империи абсолютизма обеспечивали установленный в судах; по исполнению и решений были органам полиции и военнослужащим; период правления Екатерины II появились и становые которые исполняли судов и охраняли общественный порядок;

6) современный (с 90-х гг. в. по настоящее — судебные — государственные служащие исполнительной власти, принудительное исполнение судебных иных решений, установленный порядок судов.

Каждый из периодов, в осуществляли свою деятельность судебные характеризуется определенными экономическими, и социальными что, безусловно, находит свое в содержании регулирования этих лиц, их компетенции, особенностях деятельности и в порядке осуществления.

Рассмотрим основные деятельности предшественников судебных приставов собственно судебных в каждом указанных периодов.

В от возложенных них функций они назывались ябетник — судья или лицо, поддерживающее с функциями следователя и исполнителя; детский младший дружинник занимавший невысокую должность в и суде, разовые поручения; бирич — сборщик и штрафов, блюститель порядка дворяно, приставе», праведщик, сотский, — княжеские слуги, мечом, выполняющие судебного исполнителя, занимались, основном, исполнением взысканий.

Таким с появлением появляются отдельные должности, на возлагались обязанности исполнению властных (позднее — решений, обеспечению порядка в и судебного разбирательства. их предназначением являлось исполнение решений, что нам называть их исполнителями. Лица, эти должности, являлись предшественниками приставов, поскольку функции во многом с теми, замещает должность пристава в настоящее время.

Судебника 1497 известного как Ивана Великого, было обусловлено Русского (Московского) централизованного государства, русской государственности, роли верховной власти 1547 г. царя). Данный являлся основным сводом законов (Московского) государства XV века, который наряду Русской Правдой, судной грамотой, и судными грамотами московских регламентировал деятельность и судебных исполнителей, устанавливал правовые нормы, регламентирующие судебный в государстве.

В рассматриваемый хотя вид и размер наказания недельщиков устанавливался, Закон вопросы, с издержками убытками, причиненными должностных их оплачивала с проигравшая дело. того, уже XV недельщикам запрещается посулы (взятки) в свою так и в пользу судей.

конце XV начале XVI продолжается процесс усиления централизации власти Русского реформирования государственных органов. первые приказы — центральные учреждения, ведающие отдельными отраслями или отдельными служилых людей, осуществляющие свою на основе нераздельности и судебной власти, а новые правовые акты, регламентирующие указанных органов целом и судебных исполнителей, частности.

По мере усиления централизации власти Русского отчетливо обозначается увеличение полицейских функций судебных исполнителей. частности, Соборное 1649 г., принятое время царствования Алексея подробно регламентирует их полномочия содействию в раскрытии и поддержанию порядка. В дальнейшем тенденция в деятельности судебных исполнителей вплоть начала судебной реформы г. будет сохраняются.

образом, деятельность судебных приставов в (Московском) государстве допетровское время конце XV-XVII веков регламентировалась нормативных актов, их статус в должностных лиц, осуществляющих государственные при судебно-административных государственных органах.

Они осуществляли деятельность по определенным и несли свои неправомерные юридическую Государственное регулирование судебных исполнителей в период характеризуется качества нормативных актов, более подробной четкой регламентацией. Однако отметить, что судебные исполнители периода зарождения и становления института судебных приставов, осуществляли свою на основе уголовно — обвиняемых, стражи уже телесное наказание в виде кнутом на площади, взыскание в тройном лишение должности заключение в тюрьму.

Попытка судебной и ветвей власти в рассматриваемый успехом не В состав Юстиц-коллегии входил приказ, который 1738 г. был в Урядный департамент, исполнительно-распорядительные функции в исполнения судебных и правовых управления высших органов должностных лиц. закрепленные в предыдущие полномочия судебных в соответствии вышеназванными правовыми актами коренные изменения. сути сложившийся в законодательство XXX веков. 9-ти т. периода абсолютизма.

Указанные преобразования усилением централизации государственной и, как — увеличением полицейских функций государственного переходом от судебного к следственному передачей функции исполнению судебных и административных органам полиции. поэтому петровский период правления называют «бесприставным» привычном для нас сегодня слова пристав.

Ряд полагают, что судебных исполнителей, получивший тому времени оформление, в время существовал, и дальнейшем в длительного времени, до реформы 1864 функции судебных осуществлялись государственными органами пределов правового т.е. не имеющими четкой регламентации, следовательно, и ответственности См., в частности, Горбачева Е.В. Недельщики, мечники, праведчики, доводчики, ябедники и другие// Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2001. № 1. С. 48; Орлов В.А. Ответственность судебного пристава-исполнителя России. М. 2005. С. 11-12; Голубев В.М. Очерки по истории судебных приставов России.М. 2007. С. 66. . С выводом полагаем согласиться.

В которые разделялись согласно административно-территориальному делению рассматриваемого на части (дворы), предусматривалось наличие частных главной обязанностью которых решение единолично вопросов, и каждому которых полагалось в помощь два сержанта.

1786 г. произошло приставов на 2

1) полицейские приставы — исполняли судов

становые, основной функцией которых являлас охрана общественного порядка.

после учреждения в 1802 министерств, находились подчинении Министерства внутренних дел, — Министерства юстиции.

уставами впервые дореволюционной России установлена система исполнения постановлений, учрежден институт судебных как таковой, существовавший к времени во многих европейских странах В результате реформы исполнение судебных решений возложено главным на судебных приставов.

нормы Учреждения установлений определяли:

1) основы правового статуса пристава: права обязанности, виды порядок к дисциплинарной

2) к кандидатам, желающим получить статус пристава;

4) взаимодействия судебных с органами полиции, прокуратуры военными в оказания сопротивления при совершении действий.

Судебные приставы государственными служащими, состояли мировых судьях, судах, судебных и кассационных департаментах назначались председателем или обер-прокурором (в департаментах). Кандидатов должность судебного пристава, как подбирали из канцелярских служащих ведомств учетом их качеств. По социальному происхождению это были — дети духовенства, мещан, и При вступлении должность судебный принимал присягу, получал знак с изображением судебного ведомства и надписью пристав. 1864.20 печать судебного пристава, свидетельство вступлении в с указанием где он состоял на и проживал.

Судебные получившие классный носили форменную одежду.

В период были основы самоуправления судебных приставов. Уложения позволяют приставам округа учреждать судебных приставов качестве и координирующего Совет был при мировом съезде Петербурге. Данный рассматривал жалобы на действия приставов, был привлекать судебных приставов к ответственности, участвовал распределении ними таксового Решения Совета быть в судебном порядке.

гражданского и судопроизводства подробно регламентировали вопросы судебных актов судебными приставами гражданским и делам соответственно.

Согласно гражданского судопроизводства существенно изменились и порядок судебных актов гражданским Исполнение производилось только по взыскателя (т.е. диспозитивный принцип на смену лежащему в основе деятельности стороны исполнительного принимали участие в производстве (т.е. его основе лежали принципы открытости). Таким учредив институт судебных приставов, основу их были положены принципы гражданского

Судебные приставы подконтрольны председателю при они состояли. того, Устав, статус сторон исполнительного производства, им следить ходом производства и действия судебного пристава посредством:

права требования судебного пристава выписок журнала, фиксирующего судебного пристава рамках испол производства;

права приглашать во производства исполнительных действий;

права на обжалование действий суде пристава;

г) права взыскивать с пристава убытки, его неправильными действиями и др.

уголовного судопроизводства правовых норм об исполнении о денежных регулировал вопросы обеспечения порядка суде, адресованные судебным приставам.

судебных приставов регламентировалась также подзаконными актами. Уставом о гербовом определялись размеры уплату которых контролировали приставы наряду другими уполномоченными Уставом о пенсиях единовременных выплатах вопросы пенсионного обеспечения.

Суд и исполнения судебных решений по делам в империи первой XIX столетия: законодательные основы проблемы их реализации (историко-правовое исследование.

Вместе с разделения и исполнительно-распорядительных государственных в соответствии принципом разделения в то не и судебные по-прежнему, как в предшествующие периоды, организационно в систему судебной власти, их деятельность отношению к функции суда правосудию являлась второстепенной, факультативной. определялась теми законами, что и деятельность по рассмотрению разрешению гражданских уголовных Тем самым нормы, регулирующие судебных не были в отдельный правовой акт, были и систематизированы уровне закона, затрудняло их применение, порождало согласованности, различное толкование, дублирование, самое главное не были нормативно такие важные государства как судебных решений решений исполнительной власти, установленного порядка деятельности судов. практике такое дел приводило тому, что судебные приставы лишь вспомогательную органа власти, отсутствовали требования к осуществления сторон их в частности, уровне подзаконных актов — ведению делопроизводства др., что благоприятные условия для злоупотребления должностными полномочиями.

период, как предшествующие ему, характеризуется неразделенностью государственной власти, на практике оборачивалось двойным судебных исполнителей. одной они организационно в аппарат подчинялись соответствующего суда окружного, народного и д.), были суду по исполнительного производства; с другой назначались, увольнялись юстиции.

Законодатель советский период прекращал поиск повышения исполнения актов.

Тем временем низкая деятельности судебных вызвала активизацию со преступных групп, к которым предпочитали обращаться защитой своих прав законных интересов многие кредиторы.

советское время исполнители работали низкой отдачей:

реально всего 20-25% документов. Труд не являлся престижным.

С принятием Российской Федерации года принцип разделения в жизнь. рамках судебной реформы конца гг., в сначала структурного Министерства юстиции Российской а впоследствии, 2005 года, — самостоятельного исполнительной власти, судебных возродился. Органы власти перестали осуществлять несвойственные исполнительно-распорядительные функции.

законом определены виды, полномочия судебных приставов, их правовой социальной защиты, организация деятельности порядок материально-технического службы приставов.

Можно констатировать, работа по совершенствованию административно-правового деятельности судебных приставов в и поиск правового механизма исполнения юрисдикционных актов в его составляющей продолжаются.

Большой опыт существования судебных приставов показывает положительную результатов деятельности приставов по многим показателям.

России — рамках государственной организации деятельности приставов, они являются федеральными гражданскими служащими, осуществляющими профессионально служебную деятельность по обеспечению полномочий Российской Федерации

История судебных приставов

На протяжении всей истории институт судебных приставов способствовал развитию и становлению государственности и утверждению принципов справедливости.

История развития человеческого общества знала периоды, когда принудительное осуществление кредитором своих претензий проводилось силами и средствами самого кредитора, причем без какого бы то ни было предварительного разбора и подтверждения правильности самой претензии, а затем с введением предварительного, чаще всего, судебного признания права кредитора и ограничения пределов допустимого самоосуществления права, т.е. самоуправства со стороны кредитора.

По ранним литературным источникам на Руси исполнением судебных решений занимались отроки, мечники Русской правды, а также приставы и подвойские судных грамот и княжеского Судебника. В XVIII веке эти обязанности полностью легли на плечи общей полиции. Связанные с этим неудобства привели к созданию особого круга лиц, занимающихся исполнением судебных решений – судебных приставов.

Судебные приставы состояли при кассационных департаментах Правительствующего сената, при судебных палатах и при окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них уставами уголовного и гражданского судопроизводства и учреждением судебных установлений. К компетенции судебных приставов относились следующие полномочия: исполнение судебных решений и определений, доставка сторонами повесток и бумаг по делам, исполнение распоряжений председательствующего в судебном заседании. Решения мировых судебных установлений приводились в исполнение судебными приставами, состоящими при мировых съездах. Решения земских начальников и городских судей в пределах земских участков приводились в исполнение полицией. Кроме того, председатели судебных мест имели право исполнение решений поручать чинам полиции при недостатке судебных приставов.

20 ноября 1864 года император Александр II утвердил ряд законов о судоустройстве: Судебник, Судебный устав, «Судебные приставы и правила исполнительного производства по судебному уставу» и некоторые другие. Именно этот день считается днем организации службы судебных приставов (судебной полиции). Служба была упразднена в первые годы советской власти и работа по воплощению в жизнь судебных решений была возложена на органы милиции и лишь частично на судебных исполнителей. За последующие годы служба судебных приставов несколько раз претерпевала различные изменения.

По уставу гражданского судопроизводства 1864 года проведение торгов недвижимым имуществом регулировалось следующим образом. Опись вместе с оценкой представлялась судебным приставом в суд, при котором предстояла публичная продажа имущества. Непременный член мирового съезда или председатель, либо уездный член окружного суда, смотря по тому, куда представлена опись, проверял, соблюдены ли судебным приставом установленные в законе правила, и если найдет, что она составлена согласно с ними, назначал одного из судебных приставов, по избранию обеих сторон, или по своему усмотрению для производства торга. Время, судебное место, при котором должна производиться продажа и последовательность продажи описанного имущества определялись по взаимному соглашению между должником и взыскателем или взыскателями, а если согласия не последовало, то судебным приставом сообразно с правилами (статья 1132 Устава гражданского судопроизводства). Место производства торга зависело от ценности и от местонахождения имущества. Именно при окружном суде продавалось имущество, оцененное в сумму свыше пятисот рублей (по закону о реформе местной юстиции – свыше одной тысячи), или же находящиеся в уезде того города, где существует окружной суд. Когда продажа производилась при съезде, то заведование ее возлагалось на непременного члена или председателя, а если при окружном суде, то на одного из членов суда по назначению председателя.

Право не может считаться действующим, если не реализуется предписанием правовых норм. Какой бы не была деятельность судов, решения их останутся иллюзорными, если не будут исполняться. Эти задачи возложены на службу судебных приставов.

В современной России служба была создана как государственная структура в системе Министерства юстиции Российской Федерации в 1997 году. Ее создание было продиктовано временем. К этому периоду в Российской Федерации окончательно сложилось три ветви государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная. Судебная обособилась в самостоятельную ветвь власти. Происходило обособление судебной власти от исполнения несвойственных ей функций. Судейское сообщество считало, что исполнение судебных решений на тот период времени ближе все-таки к власти исполнительной. Идея создания мощной государственной структуры, нацеленной на реальное исполнение решений судов, возникла с появлением различных форм собственности и рассветом предпринимательства.

В 1997 году были определены непосредственные задачи службы, сформулированные в двух федеральных законах, принятых 21 июля 1997 года «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Были решены основные вопросы исполнительного производства, во-первых создана самостоятельная служба принудительного исполнения исполнительных документов, во-вторых законодательство обеспечило равенство защиты всех форм собственности и в сфере исполнительного производства, в-третьих созданы нормативные предпосылки улучшения кадрового состава судебных приставов-исполнителей и подъема их профессионального уровня, посредством принятых законов усилена ответственность неисправных должников за невыполнение судебных актов и актов других органов, а также граждан и работников организаций за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, наряду с этим обеспечен контроль за действиями судебного пристава-исполнителя.

С тех пор как служба начала свою деятельность она неоднократно преобразовывалась и на приставов возлагались новые задачи.

Служба судебных приставов в современных условиях играет положительную роль в укреплении законодательства и выработке в обществе истинного ценностного отношения к праву как к социальному институту, без которого нельзя решать стратегические задачи повышения эффективности правового воздействия на общественные отношения. Она контролирует исполнение судебных актов и актов других органов, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве», а также следит за поддержанием установленного порядка деятельности судов.

Служба судебных приставов включает в себя две категории должностных лиц: судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов – исполнителей. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов обеспечивают в судах безопасность судей, заседателей участников судебного процесса и свидетелей, обеспечивают охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время, осуществляют принудительный привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю. Прерогативным направлением деятельности судебных приставов-исполнителей является принудительное исполнение судебных решений и иных уполномоченных органов.

Служба также занимается взысканием задолженности по налогам и сборам, наделена функцией по осуществлению дознания, расследует преступления против правосудия, выражающиеся в проявлении неуважения к суду, в воспрепятствовании судебной деятельности.

Говоря о полномочиях судебных приставов-исполнителей можно выделить следующие рычаги воздействия, которыми они обладают. Они имеют право принимать на исполнение судебные акты и акты других органов, возбуждать исполнительное производство, разыскивать, изымать, передавать на хранение, реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота, получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, налагать арест на денежные средства и ценности, в том числе и находящееся на счетах в банках, для того, чтобы обеспечить иск, который подан взыскателем.

Деятельность судебных приставов постепенно становится серьезным фактором укрепления российской государственности.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В РОССИИ

Впервые институт судебных приставов зародился па Руси в период существования удельных княжеств. К сожалению, в научной литературе не встречается точной даты первого упоминания в нормативно-правовых актах о приставах. Образование Древнерусского государства влекло за собой развитие механизма государственного принуждения, составной частью которого являлся орган принудительного исполнения судебных решений. В важнейшем памятнике древнерусского права «Русской Правде» об органах, исполнявших решения суда, нет не единого упоминания, поскольку реализацией судебного акта занимался непосредственно истец. Содействие в исполнении судебных решений истцу оказывали должностные лица, к ним относились: «детский», «мечник», «вирник», «ябетиик», занимавшиеся взыскиванием судебных пошлин, виры и т.п.

Это интересно:  Найти образец заявления в службу судебных приставов 2019 год

Так, М.Н. Тихомиров [1] утверждал о том, что термин «пристав» наблюдается в источниках не ранее XIV в. Многие другие авторы полагают, что впервые слово «пристав» появилось в договорах Великого Новгорода с тверским великим князем Ярославом Ярославовичем 1270 г. Но и эта указанная дата потребует уточнения. Полагаем, что первое упоминание о приставах содержится в проекте договорной грамоты Новгорода с Любеком и Готским берегом о торговле и суде, которая датируется началом 1269 г.: «А задолжает новгородец на Готском берегу, то в погреб его не сажать; также не делать этого и в Новгороде с немцем или готом, ни бирича к ним не посылать, ни за одежду их не хватать, а каждую сторону требует пристав тысяцкого» [2] .

В ряде грамот и договоров Новгорода с великими князьями, заключенных в период с 1304 по 1319 г., можно встретить предпосылки существования данного института. В указанный временной промежуток «пристав» представлял собой должностное лицо, которое состояло при судебно-административных органах, например, в Новгороде это были вече, посадник, тысяцкий, архиепископ, в других землях пристав находился в подчинении князей.

В XIII — начале XIV в. функции приставов значительно расширились, они по-прежнему вызывали стороны в суд, исполняли судебные решения, реализовывали постановления административного характера. Так, в Новгороде приставы по распоряжению князя могли закрыть торговлю в Немецком дворе.

Таким образом, можно утверждать, что в рассматриваемый период произошло зарождение института приставов, которое получило распространение в других древнерусских княжествах.

В Судебниках 1497, 1550 гг. также можно встретить упоминание о судебных приставах, где были закреплены различные функции и формы их деятельности. Так, например, приставы для розыска беглых холопов устраивали обыски, применяли расспросы и пытки для получения необходимой информации о «лихих людях». Судебники вводят новый институт как «отдача за пристава», по которому обвиняемые во время следствия и суда находятся под надзором и на ответственности того пристава, за которым они числятся. Если пристав упускает своего «подопечного», он обязан стеречь ответчика у двора «и день, и два, и три».

В XVI — XVII вв. вырабатывается целостная общерусская судебная система, которая спровоцировала глобальную систематизацию нормативно-правовых документов. Собственно в данный период правовой статус судебных приставов получает детализацию и функции приставов фиксируются законодательно.

Согласно Соборному уложению 1649 г. приставы получили более широкие полномочия. В случае сопротивления или нападения должника пристав мог брать себе в помощь необходимое количество «стрельцов, пушкарей и защитников». Безусловно, что с увеличение полномочий выросла и ответственность, так за ненадлежащее исполнение обязанностей пристава могли уволить со службы (подвергнуть дисциплинарному наказанию), бить палками (батогами) (уголовная ответственность), взыскать с пристава убытки (материальная ответственность). В это время, согласно Соборному уложению, за недоимки крестьяне и мелкий посадский люд отвечали «правежом» их привязывали к позорному столбу и секли до тех пор, пока не «выколачивали» из них долг. В петровскую эпоху правеж был заменен принудительными работами. Постепенно исполнительное производство как вспомогательный институт при судах сдает свои позиции, и в XVIII в. должность судебного пристава исчезает.

В связи с упразднением института судебных приставов, так называемые вторичные судебные функции, перешли к органам полиции. Но, к сожалению, подобные перестановки не оправдали себя. Анализируя данную обстановку, возможен вывод о том, что эволюционное развитие института судебных приставов приостановлено, а упразднение привело к неразберихе, неисполнению судебных решений, подрыву доверия со стороны населения к системе судебных органов.

В XVIII — XIX вв. в Российской империи стали повсеместно появляться «долговые тюрьмы (ямы)» за неуплату подушного налога все имущество, которое имелось у должника продавали, также практиковалось применение телесных наказаний, ссылка на принудительные работы. Налоговые задолженности росли, государство с 1769 г. предприняло попытку «списания» долгов, приурочивая это к каким-либо видным политическим событиям. В подобных условиях вполне бесспорной стала необходимость кардинального изменения судебной системы и возрождения института судебных приставов.

Благодаря Судебной реформе 1864 г. институт судебных приставов был воскрешен в качестве неотъемлемого структурного подразделения суда. Судебные приставы организовывали работу всех судов, в отношении кандидатов на должность судебного пристава функционировал обусловленный перечень требований и цензов. На указанную должность не брали иностранных лиц, лиц, не достигших двадцати одного года, лиц, подвергшихся судебным приговорам или состоящим под следствием. Особое внимание уделялось моральным и нравственным качествам кандидата, так, согласно Уставу, для того чтобы обеспечить интересы сторон в исполнительном производстве, судебный пристав должен был быть добросовестным и обладать «благонадежной нравственностью» .

Впервые термин «судебный пристав» появился в связи с введением Федерального закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» [5] , на приставов возлагалась обязанность поддержания порядка на заседании Конституционного Суда. После принятия Федеральных законов «О судебных приставах» [6] и «Об исполнительном производст- ве» [7] возможио говорить о начале реформы системы принудительного исполнения с целью придания ей обличья, соответствующего современным социально-экономическим реалиям. Рождение института судебных приставов — это в обусловленной степени возврат к прежней юридической традиции, которая существовала до 1917 г., признаки и отличительные черты которой нашли свое отражение в подлинный период времени.

Подводя небольшой итог, хотелось бы отметить, что обращение к истории развития исполнительного производства имеет теоретическое и практическое значение, поскольку позволяет совершеннее обнаружить проблему, приобрести материал для сравнения с современными понятиями, нормами и на этой основе разработать отечественную модель правовой защиты. Организацию исполнительной системы невозможно представить без организационного построения системы, управления ею со стороны государства, осуществляемого субъектами управления исполнительной деятельности, находящихся па различных уровнях государственного управления. Основной задачей службы судебных приставов и ее территориальных органов на сегодняшний день остается защита конституционных прав граждан и организаций при исполнении судебных актов и актов других органов. Приоритетными направлениями деятельности службы судебных приставов выступают исполнение судебных решений и актов специально уполномоченных органов, обеспечение установленного порядка деятельности судов, организация и проведение дознания.

Роль судебных приставов завоевывает все большее значение, а история показывает, что деятельность судебных приставов действительно необходима, поскольку для любого правового государства необходимо не только законодательное регулирование всех сфер жизни его граждан, но и действенный аппарат, обеспечивающий исполнение актов государственной власти.

Не стоит забывать историю, ведь знания об ошибках, совершенных в прошлом, позволяют не совершать их в будущем. Исследование исторических фактов разрешает по-новому посмотреть на современные процессы развития правовой системы в России.

Эксперимент прошлых лет показывает, что с помощью палок, допросов и пыток, конечно же, можно вернуть долг, по все-таки основное и наиболее действенное оружие в этой работе — это закон.

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» Научный руководитель: д.ю.н., процессор А.Ю. Соколов

Институт дознания судебных приставов в России: возникновение, функционирование, проблемы, противоречия и перспективы развития (статья)

Институт дознания судебных приставов на Руси своими корнями уходит в глубокую историю. Издревле исполнением судебных решений занимались отроки, мечники и детские «Русской Правды», приставы, подвойские судных грамот и. княжеского Судебника. Они осуществляли розыск ответчика, его имущества, вызывали в суд его и свидетелей, производили по определению суда различные взыскания, применяли физическую силу в отношении недобросовестного должника, то есть во многих случаях производили расследование в форме дознания (упрощенной форме). В конце XVII века эти должности были упразднены, и практически единственным органом расследования по делам принудительного исполнения стала общая полиция.

Исполнение связано с определенным порядком, процедурой. Так, под «исполнительным производством именуется порядок принудительной реализации постановлений (решений, определений, приговоров) юрисдикционных органов, направленных на восстановление или защиту нарушенных гражданских прав. Исполнение — это совершение тех или иных конкретных действий в интересах определенного лица».

По «Русской Правде» можно судить, что деятельность судебных приставов того времени считалась очень значимой, так как на Руси за совершение преступления предусматривалось два основных наказания: денежный штраф или смертная казнь. Причем 90% санкций содержали указание на штрафы.

О том, что проблема взыскания кредиторами долгов существовала на Руси уже давно, говорит и Псковская Судная Грамота. Анализируя текст Псковской. Грамоты, которая была принята в XVI веке, невольно приходишь к выводу, что приезд пристава с целью производства обыска в дом должника был настоящим бедствием для последнего: «А который человек с приставом придет на двор татя изымать и татбы искать, или длъжника имать (для ареста вора или для розыска по делам в воровстве, или для ареста должника), а жонка в то время детя выверже (ребенка выкенет), да пристава учнет головшиной окладати, или истца (станет обвинять пристава или истца в убийстве), ино в том головшины нет (то это убийством не считается)».

Судебник 1497 года и Соборное Уложение 1649 года изменили соотношение имущественных и телесных наказаний в пользу последних, поэтому престиж исполнителей судебных решений упал. Эта тенденция сохранялась до XVIII века, когда полномочия судебных приставов отошли к ведению общей полиции.

В 1782 году была реформирована городская полиция. К ее ведению отошло исполнение функций урядников (приставов): «В каждой части города определяется частный пристав. Частный пристав имеет попечение об исполнении изданных узаконений». В 1786 году урядников разделили на полицейских приставов, исполняющих решения судов, и становых приставов-охранников. После учреждения Министерств исполнительную полицию (полицейских приставов) отнесли к Министерству полиции (Главное управление исполнительной полиции), становых приставов — к Министерству юстиции.

Производя дознание по вопросам принудительного исполнения, все нужные сведения полиция собирала посредством розыска, словесных расспросов и негласного наблюдения. Дознание того времени выступало в виде административной деятельности, то есть «предварительное административное расследование». Акты дознания не имели никакого доказательственного значения за исключением тех случаев, когда судебный следователь не мог своевременно прибыть на место происшествия, а угроза утраты следов преступления была вполне реальной. В подобной ситуации полиция заменяла судебного следователя и производила ряд: следственных действий, не терпящих отлагательства: осмотры, освидетельствования, обыски и выемки. Однако допрашивать свидетелей или подозреваемых разрешалось в исключительных случаях, когда кто-либо из них был тяжело болен, и мог умереть до прибытия судебного следователя. И теория, и практика того времени исходили из того, что дознание «не обставлено никакими формальностями, не имеет судебного характера и всегда должно быть производством тайным. Быстрота действий, негласность и способность к обнаружению признаков преступного деяния — вот качества, которые требуются от органов дознания».

В конце XVIII — начале XIX века судебный процесс, как уголовный, так и; гражданский не претерпел существенных изменений со времен Судебников 1497 и 1649 года, но накануне судебной реформы 1864 года даже дворянство и зарождавшаяся буржуазия открыто высказывали недовольство медленностью и сложностью судопроизводства, взяточничеством чиновников».

Однако в экономическом плане страна не стояла на месте. Россия встала на путь капиталистического развития, что привело в конце XVIII века к толчку в гражданском процессуальном праве. В ходе судебной реформы 1864 года, в «основу которой была заложена организация судов Французской республики, должность судебных приставов ввели вновь. Судебные приставы состояли при кассационных департаментах Правительствующего Сената, при судебных палатах и при окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них Уставами уголовного и гражданского судопроизводства и Учреждением судебных установлений».

Порядок приведения в исполнение судебных решений по Уставу гражданского судопроизводства 1864 года существенно отличался от дореформенного порядка. Одно из главных отличий заключалось в том, что в основу дореформенного порядка был положен следственный принцип, в силу которого по делам этой категории полицией производилось дознание и исполнение производилось даже в отсутствие просьбы кредитора. Устав гражданского судопроизводства распространил на процесс исполнения действие принципа диспозитивности — судебные решения исполнялись не иначе, как по пожеланию взыскателя.

Согласно Учреждению судебных установлений, судебные приставы состояли при кассационных департаментах Правительствующего Сената, при судебных палатах и при окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них Уставами уголовного и гражданского судопроизводства. По решению уездного земельного собрания (а в Москве и Санкт-Петербурге — по определению городской думы) должность судебного пристава вводилась при съезде мировых судей. Так, в обязанности судебных приставов, состоящих при кассационных департаментах Правительствующего Сената и при судебных палатах, входило «сообщение; тяжущимся повесток или иных бумаг по делам, производящимся в сих местах, и исполнение действий, поручаемых от первоприсутствующегося в кассационном департаменте или председательствующим в суде». Судебные приставы, состоящие при окружных судах, в пределах округа своего суда, кроме того, осуществляли вызовы на торги по имуществу несостоятельных должников (публикации в газетах, ведение торга с записью предложенных цен и оформление покупки). А также арест имущества, задержание недобросовестного должника, розыск свидетелей и письменных доказательств и другие подобные действия, то есть по сути осуществляли дознание по делам своей категории.

Судебные приставы общих судебных учреждений «назначались на должности председателем того суда первой или второй инстанции, при котором они состояли, а приставы кассационного департамента Сената — обер-прокурором этого департамента». Подбор кандидатов на должность судебного пристава осуществлялся преимущественно из числа канцелярских служителей различных ведомств. По своему социальному положению они были разночинцами — детьми чиновников, духовенства, мещан, унтер-офицеров и купцов. Судебные приставы состояли на государственной службе, имели классные чины (обычно 8-9 класса). Определенного образовательного ценза для кандидатов в судебные приставы не существовало, но лица, которым предоставлялось право на замещение этих должностей, обязаны были убедиться в «благонадежности и способностях кандидатов к исполнению принимаемых ими на себя обязанностей». Существовал целый перечень лиц, кто не мог занять должность судебного пристава: несовершеннолетние; иностранные граждане; объявленные несостоятельными должники; лица, состоящие на государственной или общественной службе; лишенные по суду права быть поверенными по сужим делам и др..

Отобранных кандидатов допускали к исполнению обязанностей судебных приставов после внесения ими денежного залога в размере 600 рублей. Эта сумма служила гарантией возмещения возможных убытков, которые могли быть причинены неправомерными действиями приставов. Также приставы принимали присягу. Через год, при условии надлежащего исполнения своих служебных обязанностей, судебные приставы утверждались в должностях. В соответствии с действовавшим тогда законодательством судебный пристав не мог изменить место жительства без разрешения председателя суда, при котором состоял. Что же касается денежного довольствия, то у судебного пристава был самый низкий среди чинов канцелярии оклад. Вместе со столовыми и квартирными выплатами судебный пристав получал 600 рублей в год. И в современной России низкий уровень денежного содержания судебных приставов является одной из причин текучести кадров. Пристав ФССП России в настоящий момент зарабатывает меньше, чем солдат-контрактник, что не может не создавать объективных условий для коррупции, учитывая, что мимо сотрудника ФССП проходят огромные суммы. Средняя зарплата судебного пристава составляет 4,5 тысячи рублей.

Меры принудительного исполнения являются исходным критерием, применяемым при исполнении судебных решений и решений других юрисдикционных органов. Поэтому, осуществляя судебную реформу 1864 года, законодатель подробно прописал положения о способах исполнения судебных решений (ст.933 УГС):

1. обращение взыскания на движимое имущество должника;

2. обращение взыскания на недвижимое имущество ответчика;

3. передача имения натурой лицу, которому оно присуждено;

4. обращение взыскания на доходы должника (ст.ст. 1129, 1192 УГС);

5. разрешение взыскателю произвести за счет должника те действия и работы, которые не совершены им в назначенный судом срок (ст.934 УГС).

При осуществлении исполнения судебного решения или решения другого юрисдикционного органа в пятом случае, прописанном в ст.934 УГС, судебный пристав не принимал личного участия, он лишь обеспечивал беспрепятственное осуществление права, указанные в п.5.

Профессор Гольмстен А.Х., классифицируя меры принудительного исполнения, выделял 4 способа исполнения судебных решений: 1) передача вещи натурой; 2) исполнение работ за счет ответчика; 3) получение доходов с имущества ответчика; 4) осуществление права судебного залога.

Судебный залог выступал средством обеспечения исполнения решения при его последующем осуществлении в стадии исполнительного производства. Судебный залог был своего рода защитой оспариваемого имущества от возможных повреждений и, безусловно, стимулировал к скорейшему исполнению решения суда или иного юрисдикционного органа. Заимствование института судебного залога из УГС 1864 года в современное российское законодательство также отразилось бы положительным образом на исполнительном производстве в целом.

Итак, реформа 1864 года и принятие Устава гражданского судопроизводства стала особой вехой в истории отечественной службы судебных приставов. Ряд положений Устава могли бы существенно усовершенствовать и упростить современную процедуру исполнительного производства. Вот некоторые из них:

— возможность взыскателя самостоятельно определять способ взыскания, который не вправе изменить суд;

— убытки, причиненные неправильными действиями пристава, вполне могут возмещаться залогом или иным имуществом;

— введение института предварительного исполнения решений и судебного залога;

— исполнение судебных решений и решений иных органов должно считаться завершающей стадией гражданского процесса (об этом также высказались 93% опрошенных судей Калининградской области).

Следовательно у судей также должна быть активная позиция на данном этапе, что позволит избежать многих неточностей на этапе квалификации отдельных преступлений против правосудия.

Это интересно:  Доверенность в отдел судебных приставов 2019 год

Судебная реформа 1864 года внесла богатый вклад в историю исполнительного производства, но Октябрьская революция 1917 года привела к смене власти, а с ней -всей правовой системы, всей системы управления, отправления правосудия, устоев общества. После 1917 года порядок в местных судах и других судебных органах обеспечивался сначала Красной гвардией, а затем местной милицией. Она же осуществляла вручение судебных повесток и исполняла судебные приговоры. Исполнение решений по гражданским делам и различного рода денежных взысканий возлагалось на судебных исполнителей, о которых прямо говорилось в Положении «О народном суде РСФСР», принятом Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 года.

Функции по обеспечению порядка в зале судебного заседания и принудительной доставки в суд участников процесса на протяжении восьмидесяти лет в нашей стране возлагались на советскую милицию. И только в четырех бывших союзных республиках — Азербайджане, Армении, Грузии и Литве — уголовно-процессуальное законодательство предусматривало наличие такого участника процесса, как судебный комендант (распорядитель), основной задачей которого было обеспечение порядка в зале судебного заседания.

Новый этап в истории исполнительного производства в России начался с созданием в 1997 году службы судебных приставов (ФЗ «О судебных приставах» от 21 ноября 1997 года №118-ФЗ, а также ФЗ «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 года №119 -ФЗ. По новому законодательству на судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, перечисленных Федеральных законом «Об исполнительном производстве». Таким образом, с принятием ФЗ «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» исполнение решений судов и иных органов возложено на судебных приставов-исполнителей, силовую поддержку которых обеспечивают судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС).

Разработка и принятие ФЗ «Об исполнительном производстве» преследовала цели:

1. восполнить пробелы в действующем законодательстве, регулирующем отношения, связанные с обращением взыскания на денежные средства и имущество должников — граждан и организаций;

3. добиться реального и своевременного исполнения судебных актов и актов других органов;

4. повысить ответственность организаций и граждан по своим обязательствам;

5. поднять эффективность решений судов и иных органов, а, следовательно, и их авторитет в обществе.

Правоотношениям, возникавшим в исполнительном производстве по ранее действовавшему законодательству, были присущи черты гражданских процессуальных правоотношений. Частично эти черты сохранились и в действующем российском законодательстве, регулирующем исполнительное производство.

С 1 июля 2002 года список органов государственной власти, обладающих процессуальным правом борьбы с преступностью, пополнили судебные приставы — исполнители. УПК РФ предоставил ФССП России право самостоятельно производить дознание. Дознаватели судебных приставов работают по пяти статьям УК РФ — ч. 1 ст.294 «Вмешательство в деятельность суда с целью воспрепятствования осуществления правосудия», ст.297 «Неуважение к суду», ч.1 ст.ЗП «Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса», ст.312 «Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации», ст.315 «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта».

Разработчики российских ФЗ «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» не пошли по пути простого копирования зарубежного опыта, а внимательно изучили и осмыслили отечественную практику. Служба судебных приставов, как и прежде, была создана в системе органов юстиции, так же, как и раньше, судебные приставы являются государственными служащими, которые при поступлении на службу принимают присягу на верность Отечеству, хотя само содержание присяги, конечно, изменено. Как и прежде, судебным приставом может быть только гражданин России, причем не имеющий судимости и способный по своим моральным и деловым качествам исполнять возложенные на него обязанности. Честь, достоинство судебного пристава также защищены государством, а его денежное содержание зависит от результатов его работы. Служебные обязанности судебные приставы должны, как и раньше, исполнять в форменной одежде, а их полномочия удостоверяются специальными документами и печатями. Обязанности, возлагаемые сегодня на них, во многом повторяют опыт прошлого (арест, опись и изъятие имущества, поддержание общественного порядка в зданиях судов, привод лиц, уклоняющихся от явки в суд и т.п).

На сегодняшний день формирование ФССП России практически завершено: создан центральный аппарат, состоящий из девяти управлений и территориальные органы в 62 управлений, 7 отделов. Укомплектованность кадров ФССП России составляет 97,3%. Также в центральном аппарате Службы создан отдел предварительного расследования, что свидетельствует о том, что это направление становится одним из приоритетных в ФССП России.

Возглавляет ФССП России директор, который назначается и освобождается от должности Президентом РФ. В субъектах РФ созданы Главные управления ФССП, возглавляемые начальниками управлений — главными судебными приставами субъектов РФ.

На главных судебных приставов субъектов РФ возложены функции, сходные с функциями главного судебного пристава РФ, только осуществляемые в масштабах субъекта Федерации. В состав служб субъектов РФ входят районные, межрайонные или иные соответствующие административно-территориальному делению, подразделения судебных приставов, состоящих из судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Возглавляют эти подразделения старшие судебные приставы. В соответствии с ФЗ «О судебных приставах», главная задача приставов-исполнителей — принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве». При этом существует проблема «усечения прав главного судебного пристава России и главных судебных приставов субъектов РФ в плане отмены незаконных процессуальных решений судебных приставов-исполнителей. Так, отменить даже заведомо незаконное постановление судебного пристава-исполнителя вышестоящие его начальники не имеют права. Это может сделать только суд». Что является явной недоработкой закона, требующей исправления.

Судебный пристав-исполнитель, согласно ФЗ «Об исполнительном производстве», наделен властными полномочиями, многие из которых в случае неисполнения в добровольном порядке требований, содержащихся в исполнительном документе, имеют определяющее знание при производстве дознания по делам, отнесенным к компетенции судебных приставов. Процессуальные документы, фиксирующие их производство, становятся материалами предварительной проверки по уголовным делам, подследственным судебным приставам, ложатся в основудоказательственной базы, также обеспечивают ход предварительного расследования в целом. К этим мерам принуждения относятся:

— арест, изъятие, передача на хранение и реализация арестованного имущества должника;

— получение необходимых объяснений, справок и иной информации;

— проверка у работодателей исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

— осмотр помещений и хранилищ, занимаемых должниками,: принадлежащих им или другим лицам;

— наложение ареста на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, установленном в исполнительном документе;

— использование нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возложение на соответствующих лиц обязанностей по его хранению, использование транспорта взыскателя или должника для перевозки имущества;

— объявление в розыск должника и его имущества или розыск ребенка;

— вызов граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

— совершение иных действий, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

В 2004 году судебными приставами-исполнителями окончено 16,9 млн. исполнительных производств — 81,6% от общего числа находившихся на исполнении, что на 3,7% больше, чем в 2003 году. Требования исполнительных документов в 2004 году фактически исполнены по 8,4 млн. исполнительных производств — 49,7% от общего числа оконченных исполнительных производств, что на 4,2% больше, чем в 2003году. Сумма взысканных денежных средств превысила 581 млрд. рублей. А объем взысканных средств по сравнению с 1999 годов возрос в 8,3 раза. Изучение практической деятельности калининградских судебных приставов-исполнителей говорит о существенном увеличении нагрузки на сотрудников Управления ФССП по Калининградскому региону после изменения порядка взыскания штрафов по линии ГИБДД. Так, из 12 тыс. исполнительных производств в Багратионовском отделе УФССП по Калининградской области 7 приходится на принудительное взыскание штрафов, оформленных сотрудниками ГИБДД. А многие из них перерастут в материалы уголовных дел. В то время как приставы не успевают регистрировать эти материалы, банки оказались не в силах отвечать на запрашиваемые приставами сведения о должниках-водителях из-за невероятной нагрузки (ответы поступают лишь на запросы по делам об алиментным обязательствам). Практики также свидетельствуют, что материальные и физические затраты приставов по взысканию только 50 рублей порой государственной казне обходятся в десятки раз дороже. Эти данные свидетельствуют о большом негативе, присутствующем в деятельности приставов-исполнителей.

В соответствии с ФЗ «О судебных приставах» Приказом Минюста России №226 от 3.08.1999 г. «О порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности» началось комплектование, подразделений и групп судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС).

В первую очередь подразделения службы судебных приставов по ОУПДС были сформированы в городах областного (республиканского, краевого) подчинения, а также в некоторых городах районного подчинения, имеющих весомое значение для субъектов Российской Федерации. В результате к 2000 году этих судебных приставов было всего 7,5 тысячи человек. А к июлю 2005 года штатная численность приставов по ОУПДС составила 13,6 тыс. человек.

В области укрепления законности и правопорядка деятельность приставов по ОУПДС неразрывна с дознавателями ФССП. В целях обеспечения должного порядка в судах и противодействия преступлениям против правосудия в арсенал приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов входят следующие полномочия (ст.11 ФЗ «О судебных приставах»):

— обеспечение безопасности судей и других участников процесса;

— выполнение распоряжений председательствующего судьи, связанных с соблюдением порядка в суде;

— исполнение решений суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

— обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

— проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного заседания уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранности;

— поддержание общественного порядка в судебных помещениях;

— взаимодействие с военнослужащими воинских частей по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности последних;

— предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, а в случае необходимости — задержание их с последующей передачей органам милиции;

— осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;

Показательным примером налаживания взаимодействия двух ведомств является опыт псковичей. В начале 2005 года на территории Псковского городского округа впервые прошли совместные учения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов города Пскова и Псковского района и личного состава конвойного батальона УВД Псковской области. Целью мероприятия стало согласование действий судебных приставов и милиционеров конвойной службы при конвоировании арестованных в помещения судов. Подобные акции позволяют выявить проблемы и недоработки, существующие в практической деятельности, и найти оптимальные пути их разрешения.

Опыт деятельности судов Калининградской области свидетельствует, что далеко не во всех районах безопасность зданий судов и судей обеспечивается на должном уровне. Так, имеются факты, когда в обеденные перерывы суды остаются без охраны, нередко отсутствует элементарный пропускной режим и любой желающий может пронести в здание суда даже оружие. В этой связи суды обзавелись так называемыми паспортами безопасности.

Опрос судебных приставов-исполнителей показал, что эта служба имеет женское лицо. Основная масса судебных приставов-исполнителей — это женщины в возрасте от 26 до 40 лет (60% опрошенных). В возрасте от 41 года и старше — 39,5% опрошенных, 0,5% опрошенных — в возрасте до 25 лет. В большинстве своем судебные приставы-исполнители имеют среднее или среднее техническое образование (соответственно 40% и 41%), высшее образование имеют 12% судебных приставов-исполнителей, среднее специальное (юридическое) — 7%. Высшего юридического образования ни у кого из опрошенных не оказалось. Стаж работы судебных приставов-исполнителей по этой специальности составляет: свыше 10 лет — 30%, от 5 до 10 лет — 29%, от 3 до 5 лет — 15%, менее 3 лет — 26%. Опрос был проведен в Тульской области. В целом же по России ситуация с количеством женщин в рядах судебных приставов-исполнителей несколько иная: «Если первоначально их было 65% среди судебных приставов-исполнителей, то ныне осталось только около 45%. Причина: не всё по работе приемлемо для женских ушей. ».

Не только в службе судебных приставов в настоящее время существуют серьезные явные проблемы с комплектованием высококвалифицированными кадрами. В связи с этим в 2005 году ФССП России подала заявку на переподготовку 6827 своих сотрудников. Повышением уровня профмастерства занимаются и на местах. Так, в 2004 году сотрудниками Главного управления ФССП по Свердловской области для изучения исполнительных производств и выявления перспективных материалов осуществлены выезды в 38 подразделений служб судебных приставов, в том числе во все районы городов Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Каменск-Уральского, города Березовский, Верхняя Пышма, Краснотурьинск, Качканар, Кушва, Асбест, Алапаевск.

В современной России служба судебных приставов воссоздавалась; практически с нуля. Она состоит из двух органично дополняющих друг друга ветвей: судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей. За минувшее с 1997 года время был решен целый комплекс вопросов по организационному, кадровому, материально-техническому, правовому и учебно-методическому обеспечению службы.

Объединив в одну структуру судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов с судебными приставами — исполнителями, законодатель тем самым подчеркнул неразрывную связь двух направлений деятельности. Их необходимость друг другу очевидна. Их взаимодействие оберегает приставов-исполнителей от потери силовой опоры в лице судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Использование элементов частного исполнения, кроме производства розыска должника или его имущества, возможно и при осуществлении хранения арестованного имущества должника. В соответствии с Положением о порядке и условиях хранения арестованного имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1998 года №723, для охраны арестованного имущества может быть заключен договор хранения с профессиональным хранителем, для которого оказание услуг по хранению имущества является предпринимательской деятельностью. Хранитель назначается судебным приставом-исполнителем с учетом условий обеспечения сохранности имущества и возможности возмещения убытков в случае его утраты или повреждения. Если хранитель допустил растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу другому лицу переданного ему на хранение имущества должника, то он может быть привлечен к уголовной ответственности (ст.312 УК РФ), о которой он предупреждается в акте ареста имущества должника. Право предъявлять иск о возмещении материального ущерба к виновным в растрате, отчуждении или сокрытии подвергнутого аресту имущества лицам, которым это имущество было передано на хранение, принадлежит гражданину или организации, в интересах которых был наложен арест на это имущество, то есть взыскателю.

Кроме того, ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено авансирование. Суть его заключается в следующем: взыскатель, заинтересованный в том, чтобы быстро и в полном объеме получить с должника деньги или имущество, вносит аванс на розыскные мероприятия. Надо сказать, что авансирование — это в какой-то мере «новая технология» в деятельности розыска должников. В 2004 году авансирование стало применяться на практике. Согласно ст.ст. 28 и 83 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск должника или его имущества при наличии согласия взыскателя нести бремя расходов по розыску и авансировать розыскные мероприятия (на сегодняшний день первоначальная сумма аванса составляет 2 тысячи рублей). Взыскатель получает от приставов полный авансовый отчет об израсходованных средствах. Когда речь идет о крупных суммах долга или. дорогостоящем имуществе, взыскатель и сам не прочь потратиться на розыск, тем более что затраты окупятся — в итоге должник оплачивает расходы по розыскному производству, а взыскателю возмещаются убытки. Розыск ведется за счет государства, а затем расходы по розыскным мероприятиям также оплачивает должник. По статистике и объемы розыскных дел в последние годы увеличиваются. Так, в 2004 году в производстве Межрайонного подразделения судебных приставов Управления ФССП по Орловской области находилось 232 розыскных дела, то в 2003 году — на 34% меньше. В Новгородской области увеличение объема розыскных дел за указанный период составило 49,8%. А в Республике Карелия розыскных дел стало больше в 2,4 раза.

После 1997 года, когда судебные приставы-исполнители обрели новый статус в современной России после длительного забвения в советский период, институт принудительного исполнения качественно шагнул вперед. Развивается нормативно-правовая база исполнительного производства, накапливается передовой опыт, формируется правильное отношение граждан к принудительному исполнению судебных решений и решений иных органов, создаются предпосылки для дальнейшего роста и развития столь востребованной и необходимой службы как ФССП.

Одни региональные УФССП показывают высокие результаты профессиональной деятельности, другим остается равняться на них и перенимать опыт. Результативность же Службы в целом внушительна. По данным ФССП России, в 2004 году на исполнении судебных приставов находилось более 20,7 млн. исполнительных производств на общую сумму 1,49 трлн. рублей, что в 1,2 раза больше по сравнению с уровнем 2003 года. Окончено почти 17 млн. производств (81,6% от общего числа), что на 3,7% больше, чем в 2003 году. Общая сумма взысканных денежных средств превысила 581 млрд. рублей. Кроме того, приставам удалось добиться положительного результата более чем по половине из 50 тыс. дел по розыску должников и их имущества на общую сумму 136 млрд. рублей.

Это интересно:  Аукцион авто в екатеринбурге судебные приставы 2019 год

Общая результативность деятельности Федеральной службы судебных приставов высока, но в повседневной работе рядовой пристав-исполнитель сталкивается с рядом сложностей и проблем:

— низкое социальное и материально-техническое обеспечение;

— невероятно высокая нагрузка, в разы превышающая установленные нормы;

— несовершенство нормативно-правовой базы;

— недостаточная осведомленность граждан о деятельности ФССП;

отсутствие собственных учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров для ФССП;

— различная юридическая практика на местах и т.п.

Дознание — форма производства предварительного расследования преступлений, которое производится правомочным или специально уполномоченным, назначенным приказом начальника органа дознания, должностным лицом (дознавателем).

К органам дознания в службе судебных приставов относятся лица, указанные в п.2 ч.1ст.40 УПК РФ: «главный судебный приставов РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда».

Дознаватели до возбуждения уголовного дела выполняют неотложные следственные действия по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего, осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы и передают все материалы проверки вместе с постановлением о возбуждении уголовного дела прокурору для получения согласия на возбуждение уголовного дела и определения формы и органа последующего расследования. Характерной чертой является то, что дознаватель ФССП неразрывно связан с судебными приставами в силу специфики расследуемых уголовных дел.

Необходимость проведения дознания самими сотрудниками службы судебных приставов обусловлена объективными факторами. Дело в том, что в ряде случаев решения по тем или иным причинам не исполнялись. При наличии в действиях должника признаков состава преступления судебным исполнителям приходилось передавать материалы исполнительного производства для проведения дознания в ОВД. То есть документы уходили в другое ведомство.

При той служебной нагрузке, которая лежит на органах внутренних дел, дознание проводилось в сжатые сроки, которые были недостаточны для расследования таких сложных составов преступлений, как ст.ст. 294, 297, 311,312, 315 УК РФ, отличающихся своей спецификой. В связи с этим случаев привлечения к уголовной ответственности лиц, допустивших подобные нарушения закона, за последние годы было мало. Решение суда не исполнялось, а должник уходил от ответственности. Требовалось законодательно утвердить порядок, при котором судебный пристав, взявшись за дело, в котором он знает все тонкости и нюансы, мог результативно довести его до конца. Что невозможно было сделать раньше из-за отсутствия в его структуре органов дознания.

Прежде практика исполнительного производства выглядела следующим образом. В подразделение службы судебных приставов поступал исполнительный документ. Судебный пристав-исполнитель возбуждал по нему исполнительное производство и начинал с ним работать. Он делал запросы во все учреждения, в которых могла иметься информация о должнике или его материальном положении, вызывал должника, беседовал с ним, разъяснял ему последствия уклонения от выполнения решения суда. Как правило, должник отказывается от добровольного исполнения решения суда в двух случаях: либо ничего не имеет, либо не хочет исполнять решение. Принудительное же исполнение решения суда обеспечивает служба судебных приставов. Именно для этого она создавалась. А чтобы заставить должника исполнить решение суда, законом были предусмотрены не только штрафные санкции, но и привлечение должника к административной и уголовной ответственности. «Материалы для привлечения должников к уголовной ответственности направлялись в органы внутренних дел, которые начинали все с начала, а процессуальные сроки ограничены, и, как следствие, результат всей работы был нулевой». Сейчас же, если есть доказательства того, что должник умышленно не исполняет решение суда (в его действиях усматриваются признаки злостного неисполнения), отдел дознания службы судебных приставов имеет право возбуждать уголовное дело и в установленные законом сроки производить дознание. А сроки довольно жесткие — 20 суток. Однако в особых случаях можно найти выход и при нехватке времени на производство дознания. Так, в отдел дознания службы судебных приставов Нижегородской области поступило из прокуратуры уже возбужденное уголовное дело по ст.315 УК РФ (злостное неисполнение решения суда некой коммерческой организацией). Поскольку орган дознания не мог уложиться в предусмотренные законом временные рамки по проведению дознания, прокуратура передала это дело в следственный отдел территориального РОВД Нижегородской области. Это допустимо по закону.

В ФССП подразделения дознания являются полностью автономными. В других правоохранительных органах имеется много вспомогательных подразделений, которые занимаются организационно-аналитической и методической работой, регистрацией, учетом преступлений и составлением статистической отчетности, проведением доследственных проверок. Этим занимаются соответствующие аппараты центральных ведомств, помощники прокуроров, органы внутренних дел и иные органы исполнительной власти, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, оперуполномоченные уголовного розыска, участковые уполномоченные милиции и др. В службе судебных приставов эти задачи непосредственно решают отделы (группы) дознания и работники, исполняющие обязанности дознавателей.

Осуществляя предварительное расследование, дознаватели судебных приставов, изучают исполнительное производство. Тем самым они осуществляют и: контрольные функции, так как при этом определяется полнота и своевременность выполнения исполнительных действий, даются указания и рекомендации по оформлению процессуальных документов и другие поручения. Сотрудники отделов дознания и административной практики Департамента оперативно реагируют на факты нарушения закона, оказывают практическую помощь в разрешении вопросов материального и процессуального права. Этим отделом за 2003 год обработано свыше 21 тысячи единиц входящих документов.

В большинстве регионах подразделения дознания ФССП России активно взаимодействуют с подразделениями собственной безопасности, осуществляют помощь в выявлении и пресечении преступлений, совершаемых судебными приставами в отношении судебных приставов и имущества органов юстиции. В ряде территориальных органов на отделы дознания возложены функции организационно-методического руководства деятельностью по использованию полномочий административной юрисдикции. Поэтому в тех территориальных органах юстиции, где эта работа выполняется, нагрузка на дознавателей ложится весьма значительная.

Одним из первых шагов, сделанных в направлении активизации работы службы судебных приставов, безусловно, является приказ Минюста России от 4 февраля 2004 года №26 «О совершенствовании организации работы по выявлению и расследованию преступлений против правосудия». Думается, этот приказ по праву можно считать первым документом, который адресован не только руководителям территориальных органов ФССП, но и непосредственно старшим судебным приставам районных, межрайонных подразделений службы. С одной стороны, это показатель важности и нужности работы в данном направлении. С другой стороны, представляется, что надлежащее изучение и выполнение требований этого приказа непосредственно старшими судебными приставами послужит мощным импульсом в борьбе с преступлениями против правосудия с одновременным повышением степени их ответственности в случае недобросовестного отношения к исполнению служебных обязанностей.

Весьма важным в деятельности ФССП России является соблюдение законности и повышение профессиональных результатов. Процесс адаптации к новому законодательству у сотрудников ФССП еще не завершен, а в условиях: неразработанности на должном уровне методических рекомендаций и отсутствия необходимого практического опыта патронат со стороны старших судебных приставов над процессуальными действиями подчиненных является гарантией осуществления предварительного расследования на высоком профессиональном уровне. Это также отражается на качестве материалов, собранных судебными приставами-исполнителями и приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Вследствие чего руководящему составу ФССП необходимо:

1. активней применять контрольные полномочия;

2. внедрять элементы научного анализа и прогноза с последующим использованием результатов этой работы в ходе корректировки практической деятельности подразделений ФССП (именно поэтому повышается организационная роль и значение Управлений ФССП в вопросах методического обеспечения деятельности территориальных органов службы судебных приставов;

3. проводить тематические семинары-совещания;

4. организовать на постоянной основе процесс подготовки и переподготовки судебных приставов, занимающихся вопросами производства дознания (именно на современном этапе развития службы судебных приставов формируется профессиональное кадровое ядро и нарабатывается бесценный практический опыт, поэтому очень важно использовать максимально разносторонние и прогрессивные методы, в том числе и тренинги).

В целях изучения, обобщения и распространения положительного опыта довольно интересным представляется ознакомление с организацией работы отдела дознания и административной практики Департамента судебных приставов Минюста России.

Работа этого отдела организована по предметно-зональному принципу. Сотрудники отдела занимаются рассмотрением и разрешением заявлений и сообщений о преступлениях, жалоб граждан и должностных лиц, накоплением и анализом информации о состоянии законности и борьбы с преступностью, практике производства дознания и борьбы с административными правонарушениями на закрепленной территории (по федеральным округам). Организационно-методическая работа ведется по ряду направлений: ведение статистической отчетности и оперативных учетов по линиям дознания и административной: практики; разрешение возникающих проблем криминалистического, судебно-экспертного и материально-технического обеспечения территориальных подразделений дознания; накопление, обобщение и анализ информации и следственно-судебной практики по преступлениям против правосудия; учет и анализ преступлений, совершенных в отношении судебных приставов и имущества органов юстиции, преступных деяний, совершенных в отношении судей, отдельных составов административных правонарушений; учет и обобщение информации по иным чрезвычайным происшествиям в службе судебных приставов.

Осуществление многогранной деятельности отделом дознания и административной практики Департамента ФССП, в числе основных направлений которой — обобщение и анализ информации о следственно-судебной практике, оказывает позитивное влияние на структурные подразделения отделов дознания судебных приставов на местах, способствует обучению сотрудников путем: разработки унифицированной схемы деятельности. Вопрос о возможности «оперативного использования, хранения и переработки информации, включения образования в единый информационный процесс», решается ФССП с опорой на новые современные методики.

С этой точки зрения интересны и чрезвычайно значимы для развития открытого образовательного и информационного пространства органов дознания судебных приставов те виды электронного общения и передачи информации, которые появились в последнее время: электронная почта, видеоконференция, телекоммуникационная связь, обеспечивающая доступ к удаленным базам данных, мультимедийные лекции (учебники), электронные библиотеки.

Департаментом судебных приставов регулярно анализируется и обобщается практика работы на новых направлениях. В 2004 году осуществлено 11 обобщений, в территориальные органы юстиции направлено 12 информационных писем, организовано 3 общероссийских семинара для руководителей территориальных подразделений службы судебных приставов (проведены Комитетом по законодательству Государственной Думой РФ и Администрацией Президента РФ). Работниками Департамента ФССП регулярно проводятся тематические проверки служб судебных приставов территориальных органовюстиции. Результаты проверок обсуждаются на оперативных совещаниях при Главном судебном приставе РФ, а выводы используются при подготовке ряда организационных и методических документов.

Так, например, результаты проверок на местах подтверждают, что не всегда главными и старшими судебными приставами надлежащим образом организуется работа по соблюдению учетно-регистрационной дисциплины. В то время как во многих правоохранительных ведомствах этой линии работы уделяется повышенное внимание, как к элементу соблюдения законности, обеспечения правопорядка и одному из основных показателей уровня доверия населения.

Учитывая необходимость неуклонного следования нормам уголовно-процессуального закона, соблюдения указаний Генерального прокурора РФ, необходимо ввиду увеличения нагрузки на судебных приставов увеличить количественно состав работников, занимающихся вопросами производства дознания. Процесс же обучения и переподготовки кадров должен приобрести непрерывный характер. В 2004 году на исполнении служб судебных приставов находилось более 20,7 млн. исполнительных производств на общую сумму 1490 млрд. рублей (в 1,2 раза больше, чем в 2003 году), что привело к существенному увеличению служебной нагрузки на одного судебного пристава-исполнителя, а многие материалы исполнительных производств переросли в материалы уголовных дел.

Только грамотная кадровая политика позволит максимально результативно решать задачи, стоящие перед органами дознания ФССП России. С целью повышения профессионального уровня специалистов Службы из числа выпускников-правоведов высших учебных заведений, учебных заведений среднего профобразования представляется интересным, как предложила Региональная коллегия федеральных органов исполнительной власти Курской области от 3 февраля 2004 года Правительству Курской области, проработать вопрос о возможности дополнения учебного процесса в указанных учебных заведениях направлением по специализации в области исполнительного производства. Данный опыт представляется полезным в общероссийском масштабе.

С 2002 года (момента получения полномочий производства дознания) эффективность предварительного расследования по исполнительному производству возросла в 2,8 раза. Начало 2004 года ФССП было расследовано 1936 уголовных дел. Из них во втором полугодии 2002 года — 397, 582 дела направлено в суд (во втором полугодии 2002 г. — 120), 408 дел прекращено (из них во втором полугодии 2002 года — 104). 120 дел прекращено за отсутствием события или состава преступления, 288 уголовных дел прекращено по нереабилитирующим основаниям (в связи с деятельным раскаянием или изменением обстановки).

В ходе производства дознания выявлен ущерб на сумму 314,847 миллиона рублей, реально возмещен ущерб на сумму 259,825 миллионов рублей.

Эффективность органов дознания судебных приставов могла быть еще выше. Но во многих случаях из-за большого объема следственных действий не хватает срока дознания (сейчас он ограничен 30 сутками). В других случаях подозреваемые по уголовным делам оказывались специальными субъектами преступления (ст.447 УПК РФ) или наступали ограничения в подследственности, указанные в подпункте «в» п.1 ч.2 ст.151 УПК РФ.

Необходимо отметить, что не всеми службами судебных приставов отражаются сведения об ущербе от преступлений, а также о размерах его возмещения по проверочным материалам и уголовным делам. Так, во многих службах, несмотря на наличие отправленных в суд уголовных дел по ст.312 УК РФ, показатели по выявленному ущербу равнялись нулю. Такого быть не может растраченное или присвоенное (сокрытое) имущество должно иметь стоимостное выражение (хотя бы приблизительно). Это своего рода, восстановление «систематических данных о финансово-хозяйственных операциях. Так бывает, когда преступники совершили правонарушения (преступления) и завуалировали их путем учинения подложных записей в первичных бухгалтерских документах и регистрах с последующим уничтожением или приведением в такое состояние, что из них невозможно получить новые данные». Определение стоимости растраченного, присвоенного или сокрытого имущества весьма важно. От этого зависит цена иска о компенсации взыскателю причиненного ущерба.

Помимо процессуальных у службы дознания судебных приставов много организационных проблем. Это проблемы организационно-штатного обеспечения кадрами районных, межрайонных подразделений службы.

Анализ денежных затрат на служебные командировки дознавателей по Красноярскому краю показал, что финансовые отчисления на эти цели значительно превышают суммы ущерба от противоправных деяний. Всего за 6 месяцев 2003 года сотрудники отдела дознания Красноярского края выезжали в командировки 15 раз, общие трудозатраты при этом составили 140 рабочих дней. Такое положение вещей характерно и для многих других регионов РФ.

Итак, институт принудительного исполнения в России имеет давнюю историю. За период своего существования со времен Древней Руси и до наших дней институт принудительного исполнения прошел вековую проверку временем и претерпел немало изменений, произошедших под влиянием изменений в государственно-властном аппарате и обществе в целом. В современной России принудительное исполнение судебных решений и актов иных органов стало завершающей стадией гражданского процесса, а служба судебных приставов прочно вошла в систему государственных органов исполнительной власти. По итогам рассмотрения вопроса можно сделать следующие выводы:

— институт принудительного исполнения в России сформировался в ходе естественного развития государственного аппарата и формирования прочных; экономических отношений в обществе, а также широкого распространения штрафов в системе видов наказаний;

— история института принудительного исполнения свидетельствует о значимости и необходимости института на каждом этапе своего развития, независимо от формы государственного правления. Черты преемственности в деятельности российской модели исполнительного производства существуют вне зависимости от формы правления;

— судебная реформа 1864 года оказала ключевое значение на развитей исполнительного производства в России: Устав гражданского судопроизводства изменил следственный механизм принудительного исполнения на диспозитивный (принудительное взыскание стало производится не иначе, как по обращению взыскателя); судебные приставы стали самостоятельным пластом государственных служащих; появились новые институты исполнительного производства, рецессия, многих из которых может существенно усовершенствовать современную российскую модель исполнительного производства (возможность взыскателя самостоятельно определять способ взыскания, института предварительного исполнения судебных решений, судебный залог и др.);

— периоды истории российского исполнительного производства, когда на полицию и советскую милицию были возложены функции по осуществлению принудительного взыскания, несмотря на то, что это направление было не основным, во многом оказали определяющее влияние на развитие исполнительного производства в целом и формирование современной Федеральной службы судебных приставов России, наделенной полномочиями на применение принудительных мер принудительного исполнения и производства предварительного расследования;

— институт принудительного исполнения и дознания в службе судебных приставов необходимо рассматривать в монолите;

— наделение Федеральной службы судебных приставов полномочиями производства предварительного расследования предопределило качественный скачок вперед в расследовании преступлений, подследственных ФССП России;

— административная реформа, в ходе которой была образована ФССП России, нацелила дальнейшее развитие Службы на совершенствование-деятельности исполнительного производства, но и создала определенное поле для конфликтов компетенций федерального и регионального уровней.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, bstudy.net, superinf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector