Информационный ресурс судебных приставов 2019 год

Статья просмотрена: 545 раз

Библиографическое описание:

Васильева Т. А. Институт службы судебных приставов и использование информационных ресурсов сети «Интернет» в их работе // Молодой ученый. — 2016. — №23.1. — С. 15-18. — URL https://moluch.ru/archive/127/35367/ (дата обращения: 19.05.2019).

Информационные технологии заняли прочные позиции в современном обществе. Несомненно, достижения в этой области открывают большие возможности для поиска и размещения информации, совершенствования управленческих процессов, повышения эффективности в разных сферах человеческой деятельности. Государство не может игнорировать развитие информационных технологий, ведь оно занимается организацией жизнедеятельности общества, следовательно, должно отвечать современному этапу развития общества.

Федеральная служба судебных приставов (далее – ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Непосредственно данные функции реализуют судебные приставы-исполнители, и в этом им способствуют различные информационные ресурсы сети «Интернет», в частности официальный сайт ФССП России.

1 апреля 2014 года был утвержден план развития официального сайта ФССП России [1]. Данный документ содержит в себе список мероприятий, направленных на реализацию принципов информационной открытости ФССП России и срок их проведения.

Развитие данного сайта — это важное направление совершенствования деятельности судебных приставов. Сайт активно используется для размещения информации о деятельности судебных приставов, о должниках, об арестованном имуществе и др. Официальные порталы территориальных органов ФССП России предоставляют возможность подать обращение специалистам, записаться на личный прием через электронную очередь, оплатить задолженность через электронные платежные системы.

Например, жители нашего региона имеют возможность обратиться в Управление ФССП по Калининградской области с вопросами, касающимися исполнительного производства и деятельности судебных приставов через «Интернет приемную» на официальном сайте [2].

ФССП России создает и ведет банк данных исполнительных производств в электронном виде, что предусмотрено статьей 6.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» [3]. Поиск по банку данных на интернет- сайте позволяет обнаружить задолженности и оплатить их в режиме онлайн через электронные платежные системы: КИВИ (без комиссии), ОПЛАТАГОСУСЛУГ.РУ, Вэбмани, Яндекс.Деньги, ПЭЙМО и др.

Не только проверить свою долговую историю, но и подписаться на постоянное получение сведений о наличии или отсутствии задолженности по исполнительным производствам, оплатить задолженности и скачать квитанции можно через приложение в социальных сетях «Вконтакте» и «Одноклассники» [4]. Как сообщает Пресс-служба ФССП России, за 10 месяцев 2015 года через приложение было отправлено более 279 тыс. запросов.

Такого рода возможности упрощают должникам выполнение их обязанностей и способствуют исполнительному производству, поэтому важно, чтобы люди были проинформированы об их существовании.

В исполнительном производстве Интернет-ресурсы в основном применяются в отношениях, возникающих между судебными приставами, должниками и взыскателями. Но не следует ограничиваться только этим. В качестве одной из сфер применения электронных ресурсов в деятельности ФССП России можно рассматривать «процессы оперативно взаимодействия с органами и организациями в рамках обеспечения исполнительного производства» [5, с. 31].

Например, судебные приставы-исполнители занимаются принудительным исполнением постановлений Пенсионного фонда РФ (далее — ПФ РФ) о взыскании страховых взносов и иных платежей, с того момента, когда сотрудники фонда исчерпали другие средства взыскания. В связи с этим между ФССП РФ и ПФ РФ заключено соглашение о взаимодействии [6]. Данное соглашение предполагает электронный обмен информацией между данными субъектами.

Электронный документооборот не уменьшит объем документов, с которым приходится работать сотрудникам ФССП России, но он может ускорить доставку документов, облегчить процесс их обработки.

Большинство должников уклоняются от уплаты задолженности. Различные формы и методы розыска используются судебными приставами – исполнителями. Наряду с обычными способами поиска приставы применяют и инновационные. В связи с этим были разработаны методические рекомендации по использованию сети «Интернет» в целях поиска информации о должниках и их имуществе. В соответствии с ними первоначальный поиск сведений о должниках следует осуществлять в поисковых системах, блогах, базах данных адресов и телефонов, на электронных досках объявлений о покупке/продаже имущества, на сайтах новостей [7].

Например, в Твери скрывающийся должник по алиментным обязательствам попытался продать арестованный автомобиль через сайт объявлений, с помощью которого был обнаружен. Сотрудники УФССП России по Тверской области нашли на популярном сайте объявление о продаже похожего автомобиля, позвонили под видом потенциальных покупателей и договорились о встрече. В итоге арестованный автомобиль изъят и передан на ответственное хранение для последующей оценки и реализации. Полученные денежные средства перечислены взыскателям в счет погашения задолженности [8].

Если приставы ориентировочно (или точно) знают место проживания должника, то предполагаемое место нахождения автомобиля может быть обнаружено через интернет — сервис спутниковых карт «Яндекс» или «Гугл» [9, с.3].

Анализ контактов, фотографий, представленных должниками-гражданами на Интернет-страницах, предоставляет возможность получить информацию о местонахождении этих лиц и имущества в условиях практически полного отсутствия первоначальных сведений, а также вовлечь в розыск третьих лиц и использовать имеющиеся у них сведения.

В Архангельской области приставы нашли на странице должника в социальной сети «ВКонтакте» фотографию автомобиля в автосервисе на фоне других автомобилей, у одного из которых просматривался государственный номер. По данному номеру была установлена владелица транспортного средства. Связавшись с ней, сотрудники выяснили местонахождение данного автосервиса, где и был обнаружен разыскиваемый должник [10].

В. Е. Закаречкин считает, что самый эффективный для приставов инструмент получения сведений о должнике и его имуществе – направление запросов Интернет — провайдерам [11, с.2]. Каждому компьютеру, имеющему доступ в «Интернет», присваивается уникальный IP-адрес, через который можно установить месторасположение компьютера. Именно этим способом и воспользовался сотрудник Управления ФССП России по Омской области. Обнаружив активное общение должника сразу в нескольких социальных сетях, пристав сделал запрос провайдеру и установил фактическое местонахождение интересующего компьютера [12].

Это интересно:  Начальник судебных приставов кемеровской области 2019 год

Подводя итог можно сказать, что применение Интернет-ресурсов вошло в повседневную практику приставов – исполнителей. Главными направлениями в этой области являются совершенствование существующих и создание новых информационных систем; обеспечение ФССП России специалистами, которые будут следить за работой официального сайта, обменом информацией, регулярным обновлением данных; унификация процедуры фиксации и оформления информации, полученной инновационными способами.

Установление местонахождения должника, его имущества – это гарантия исполнения исполнительного документа, следовательно, и гарантия осуществления правосудия. Исходя из рассмотренных данных Пресс-службы ФССП России, передовые формы и методы розыска действительно эффективны, значит, они могут выступать в качестве одной из гарантий правосудия.

Использование ресурсов сети «Интернет» не заменяет стандартные способы работы ФССП России, но уже в настоящее время данные ресурсы становятся полезным инструментом в руках судебного пристава-исполнителя.

Информационные технологии в Федеральной службе судебных приставов (ФССП)

Статья посвящена вопросам создания, развития и эксплуатации информационных систем в ФССП.

Содержание

Запуск системы электронного документооборота с ВТБ

Банк ВТБ и Федеральная служба судебных приставов России завершили проект по полномасштабному тиражированию электронного документооборота всех типов постановлений, а также запросов о наличии счетов и остатков в отношении всех категорий должников через единый сервис межведомственного электронного взаимодействия. Об этом TAdviser сообщили в ВТБ 11 октября 2018 года. Подробнее здесь.

ФССП на TAdviser SummIT: Изменение порядка создания и ведения банка данных исполнительных производств

Наталья Звягина, начальник управления информационных технологий Федеральной cлужбы cудебных приставов (ФССП РФ), рассказала о перспективах обновления электронных форм государственной услуги по получению информации касательно исполнительного производства (ИП) по физическим и юридическим лицам на едином портале госуслуг (ЕПГУ).

Звягина напомнила, что ФССП уже оказывает госуслугу «Предоставление информации по находящимся на исполнении ИП в отношении физического и юридического лица», в рамках которой предоставляется информация о наличии ИП, его ходе и размере судебной задолженности.

Изменение порядка создания и ведения банка данных исполнительных производств предполагает расширение возможности получения общедоступных сведений из банка данных в исполнительном производстве:

  • на сайте ФССП России;
  • через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);
  • предоставление доступа к интерфейсу программирования приложений (API) в интернете.

Схема взаимодействия ЕПГУ с ФССП России

Функциональность интерактивных форм ЕПГУ для госуслуг ФССП России

  • возможность выбора способа подачи заявления (лично или доверенным лицом);
  • возможность выбора типа заявителя (должник или взыскатель);
  • информация о заявителе (ФИО, дата рождения, пол, СНИЛС, адрес места жительства) заполняется автоматически сведениями из профиля пользователя ЕПГУ;
  • оплата задолженности по ИП;
  • возможность подачи заявлений как судебному приставу-исполнителю, так и в автоматическом режиме (посредством запроса в БДИП);
  • возможность просмотра заявления и результатов рассмотрения заявления.

В перспективе, отметила Звягина, на ЕПГУ должна быть предусмотрена подача всех видов заявлений, подаваемых в рамках исполнительного производства — ходатайств, отводов, жалоб в порядке подчиненности и др., которые могут быть разбиты на две категории по типу стороны ИП (должник или взыскатель) и на восемь категорий по жизненным ситуациям.

  • Получение информации о наличии / отсутствии ИП
  • Получение информации о ходе ИП
  • Ознакомление с ИП (ст.50) / Информирование пристава
  • Ограничение прав / Совершение исполнительных действий
  • Приостановление ИП. Отложение исполнительных действий и т.д.
  • Прекращение, окончание ИП (отмена прекращения, окончания ИП) в соответствии с ч.9 ст.47 Закона № 229-ФЗ
  • Отводы в ИП
  • Обжалование действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов в порядке подчиненности

Ожидаемая схема взаимодействия ЕПГУ с ФССП России

  • Обращения – заявления, ходатайства, отводы, жалобы в порядке подчиненности;
  • Результаты рассмотрения обращений – уведомления и постановления, направляемые СПИ стороне ИП в форме эл. документа, подписанного УКЭП;
  • Запрос о возможности уведомления – запрос ФССП России информации о возможности направления стороне ИП юридически значимых уведомлений в эл. форме от ФССП России;
  • Ответ о возможности уведомления – ответ Минкомсвязи о возможности направления стороне ИП юридически значимых уведомлений в эл. форме от ФССП России;
  • Уведомление о факте доставки извещения – уведомление о факте доставки юридически значимого уведомления (постановления или иного извещения) в эл. форме в личный кабинет стороны ИП на ЕПГУ;
  • Постановления и иные извещения – юридически значимые документы, направляемые СПИ стороне ИП в форме эл. документа, подписанного УКЭП.

Проблемы, не решаемые реализацией Технических заданий

  • При использовании сервиса «Судебная задолженность» пользователь может видеть долги двойников (по ФИО и дате рождения) (направлено письмо от 28.08.2017 № 00112/17/81185-ОП в Минкомсвязи).
  • Если при подаче заявлений сторону ИП (физическое лицо) представляет физическое лицо, то невозможно подтвердить его полномочия электронно (требуется изменение НПА).
  • Личный кабинет ЕПГУ не позволяет оперативно работать с большим количеством ИП.
  • В личном кабинете ЕПГУ отсутствует возможность ознакомления с материалами ИП, в т.ч. сведениями о документах, вынесенных на бумажном носителе (требуется принятие проекта ФЗ).

О TAdviser SummIT

Конференция TAdviser SummIT состоялась в Москве 29 ноября 2017 года и привлекла более 400 участников. Главные темы мероприятия — ИТ-планы крупнейших компаний и государственных ведомств России на 2018 год, перспективы развития цифровой экономики, ИТ-продуктов и сервисов. В рамках пленарной части и пяти тематических секций прозвучало более 60 докладов и публичных дискуссий. Мероприятие прошло в 5 залах Digital October.

Это интересно:  Как узнать электронную почту судебного пристава 2019 год

ФССП на TAdviser SummIT: Приставы начали преследовать должников в электронном виде

Начальник управления информационных технологий Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Наталья Звягина, выступая на конференции TAdviser SummIT 31 мая 2016 года, рассказала о перспективах перехода на принудительное исполнение в электронном виде. Она отметила, что в этом направлении ФССП работает с 2009 года. Оно охватывает электронный документооборот внутри ведомства, переход на электронное межведомственное взаимодействие, оказание госуслуг и обеспечение открытости ФССП. Подробнее здесь.

Сокращение срока снятия ограничений выезда за пределы РФ — 44 минуты

  • обязанность: в течение 1 рабочего дня (одобрено 13.02.2014 Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности)
  • цели:в течение 1 часа после оплаты
  • Участники процесса отмены ограничения:
    • Должник по месту пересечения границы
    • Платежная система (кредитная организация)
    • ГИС ГМП (оператор Казначейство России)
    • ФССП России (судебный пристав исполнитель)
    • СМЭВ (оператор Ростелеком)
    • МРЦОД ГС ПВДНП (оператор Минкомсвязь России)
    • Вед.сегмент ГС ПВДНП (оператор Пограничная служба)
    • Пункт пропуска через госграницу

    ГИС ГМП поможет судебным приставам оперативно снимать ограничения с должников

    24 февраля 2016 года стало известно о внесении в Госдуму законопроекта, направленного на нормативное правовое регулирование вопросов внедрения информационных технологий в работу Федеральной службы судебных приставов. Соответствующее распоряжение опубликовано на сайте Правительства РФ [1] .

    Как ожидается, принятие законопроекта позволит, в частности, органам ФССП России оперативно реагировать на факт погашения должником задолженности по исполнительному производству и своевременно снимать ограничения, наложенные на граждан вследствие образовавшейся задолженности (в том числе ограничение на выезд за пределы России).

    Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 5 и 6 1 Федерального закона `Об исполнительном производстве`» подготовлен Минюстом во исполнение поручения Правительства России.

    Согласно статье 21 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» банки, другие кредитные организации, организации федеральной почтовой связи, а также другие органы и организации обязаны направлять информацию в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) об уплате денежных средств за государственные и муниципальные услуги, а также о платежах, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы.

    При этом для таких банков и организаций не предусмотрена обязанность передавать в ГИС ГМП сведения о принятых платежах в счёт погашения задолженности по исполнительному производству. Законопроектом предлагается установить обязанность банков и других организаций, через которые производится уплата денежных средств на счета органов Федерального казначейства в счёт погашения задолженности по исполнительному производству, направлять в ГИС ГМП информацию об их уплате должником.

    В случае поступления в ГИС ГМП сведений об уплате должником задолженности по исполнительному производству такая информация в автоматическом режиме будет поступать в подсистему автоматизированной информационной системы ФССП России (АИС ФССП России).

    Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения будут способствовать оперативному реагированию судебного пристава – исполнителя на факт погашения должником задолженности по исполнительному производству, своевременно снимать ограничения, наложенные в ходе исполнительного производства, в том числе на выезд за пределы России.

    Также сведения о задолженности будут исключаться из банка данных исполнительных производств на официальном сайте ФССП России, из Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), терминалов платёжных систем, что позволит гражданам получать актуальную информацию о своей задолженности, исключить двойные оплаты, необоснованность применения мер принудительного исполнения.

    Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 18 февраля 2016 г.

    ФССП нарушила бюджетную дисциплину при создании АИС

    29 сентября 2015 года стало известно о результатах проверки Счетной палаты в отношении трат ФССП на информатизацию: аудиторы пришли к выводу о наличии нарушений при создании масштабной АИС этого ведомства и отсутствии достаточных правовых оснований для расходов ведомством около 9,1 млрд руб [2] .

    Коллегия Счетной палаты РФ под председательством главы ведомства Татьяны Голиковой рассмотрела результаты аудита использования бюджетных средств, выделенных Федеральной службе судебных приставов (ФССП) на внедрение ИКТ и развитие материально-технической базы. Проверка, охватившая интервал с 2011 по 2015 год, проводилась в плановом режиме. Один из главных выводов: на создание автоматизированной информационной системы (АИС ФССП) Служба не имела полномочий — по закону приставы могут лишь формировать банк данных по исполнению судебных актов.

    По итогам аудита Счетная палата направила представление об устранении нарушений в ФССП, информационное письмо в Правительство и отчет в палаты Федерального Собрания РФ.

    Алу Алханов, заместитель министра юстиции (в структуру Минюста входит ФССП) заявил об отсутствии возражений относительно замечаний: «Соответствующую работу, касающуюся нормативно-правовой составляющей, мы проведем. Все замечания, которые были сделаны в рамках проверки, мы принимаем и соответствующую работу, касающуюся нормативно-правовой составляющей, мы проведем».

    Аудитор Счетной палаты сообщил, что создание и частичное внедрение в промышленную эксплуатацию АИС ФССП происходило за рамками нормативного регулирования и в отсутствие утвержденных планов информатизации Службы. В этом надзорное ведомство усматривает нарушение постановления Правительства от 24 мая 2010 г. № 365 «О координации мероприятий по использованию ИКТ в деятельности госорганов».

    «Минкомсвязи не давало на них (планы информатизации) положительного заключения и неоднократно указывало, что создание автоматизированной информационной системы службы проводится при отсутствии системы проектного управления, четко определяющей цели, задачи, этапы создания, состав и описание системы, — отметила Татьяна Блинова, аудитор Счетной палаты. — Однако никаких последующих действий министерство не предприняло. Вместе с тем ФССП при формировании проектов федерального бюджета ежегодно запрашивалась дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях от 12,2% до 91,7% первоначально доведенных предельных объемов бюджетных ассигнований на планируемый финансовый год».

    Счетная палата сообщила, что кассовое исполнение расходов ФССП на 1 апреля 2015 г. составило 77%.

    В ФССП проверка выявила и нарушения в сфере государственных закупок. К примеру, центральный аппарат ФССП заключил четыре госконтракта в сфере информатизации на общую сумму 122,7 млн руб., которые не были включены в план-график службы по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на 2012 год.

    Надзорное ведомство считает, что создание АИС ФССП не привело к существенному улучшению результатов деятельности службы. Так, количество исполнительных производств, оконченных фактическим исполнением, с 2010 г. по 2014 г. уменьшилось на 3,9%, а ежегодный остаток незавершенных исполнительных производств вырос на 50,1%.

    Счетная палата выпустила видеоролик с критикой АИС ФССП (2015)

    «При этом нормативные правовые акты, госпрограмма «Юстиция» и федеральные целевые программы по развитию судебной системы России не содержат показателей и индикаторов, непосредственно характеризующих эффект от внедрения современных информационных технологий и развития информационных систем ФССП, что не позволяет дать обоснованную количественную оценку эффективности расходов федерального бюджета на эти цели», — подчеркнула Татьяна Блинова.

    «Одна из причин — это отсутствие эффективного электронного межведомственного взаимодействия ФССП с судебной системой, органами государственной власти и банковской системой, — считает Татьяна Блинова. — Наличие такого взаимодействия позволило бы повысить интенсивность исполнения судебных решений и актов уполномоченных органов, и, как следствие, увеличить уровень взыскания доходов».

    История информатизации ФССП, по мнению руководства этого ведомства, насчитывает всего несколько лет. В 2007 г. соответствующие работы были начаты почти с нуля — «не было ни серверов, ни рабочих мест, ни каналов связи». Сначала была создана телеком-инфраструктура и проведены закупки компьютерной техники. В 2009 г. Служба начала разрабатывать специализированное ПО и создала собственный удостоверяющий центр. В 2011 г. во всех подразделениях ФССП появилось единое ПО для автоматизации деловых процессов, все объекты Службы были подключены к общей сети передачи данных.

    Свою АИС ФССП начала создавать в 2011 году. В 2012 году закончилось развертывание ведомственной телефонной сети и видеоконференцсвязи, заработали федеральный ЦОД, единая система электронного документооборота, сотрудники получили флеш-карты с сертификатами электронной цифровой подписи.

    С февраля 2013 года на базе банка данных ведомства запущенно SMS-информирование граждан о начале исполнительного производства.

    В марте 2014 года ФССП получила сертификат ФСТЭК на свою технологическую платформу и собственную операционную систему GosLinux — типовой дистрибутив Linux со встроенными средствами защиты информации, и поставляемый в исполнениях для рабочих станций и для серверов.

    В 2015 году на фоне декларируемого в ФССП кризисного дефицита бюджета служба впервые за несколько лет заключила контракт на создание и развитие подсистем ее АИС не со своим неизменным подрядчиком — «Ред софтом», который не стал подавать заявку на конкурс, а с НИИ «Восход». Последний позже привлек «Ред софт» на субподряд по процедуре закупки у единственного поставщика, снизив цену лота примерно на 20%.

    Сбой в системе ФССП избавил Ходорковского и Лебедева от долгов

    Информация о долгах экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, бывшего руководителя банка «Менатеп» Платона Лебедева и покойного бизнесмена Бориса Березовского на некоторое время исчезла из банка исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов, сообщило агентство «Интерфакс» 26 февраля 2015 года.

    В ФССП в комментариях для СМИ объяснили, что это случилось из-за технического сбоя. По словам чиновников, 26 февраля происходил переход на новую версию программного обеспечения, отвечающего за выгрузку сведений в «Банк данных исполнительных производств» официального сайта ФССП. В процессе произошел технический сбой, и данные Управления по исполнению особо важных исполнительных производств ФССП в целом не выгружались.

    По состоянию на 27 февраля проблема уже была устранена.

    «Информация о долгах Ходорковского М.Б., Лебедева П.Л., Березовского Б.А., Михеева О.Л., Мингазова В.В. содержится в информационном ресурсе «Банк данных исполнительных производств» официального сайта ФССП», — сказали в ФССП.

    Использование свободного ПО

    Стоит отметить, что в ФССП широко применяется свободное ПО. Ведомство можно назвать одним из пионеров по его использованию. По данным журнала CNews [3] , СПО начало продвигаться в ФССП еще в начале 2000-х гг., а в 2010 году во всех территориальных управлениях в качестве учетной системы стал применяться комплекс «Судебный пристав» на базе свободной СУБД Firebird.

    Разработанная на базе свободного программного обеспечения защищенная операционная система «Гослинукс» установлена и применяется в работе судебных приставов в 70 субъектах Российской Федерации.

    Статья написана по материалам сайтов: www.tadviser.ru.

    »

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector