6 задач судебных приставов по оупдс 2019 год

ВОПРОСЫ

Для тестирования судебного пристава по ОУПДС

1. Запрещается применять физическую силу:(ст. 16 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ)

Статья 26. Заключение служебного контракта

1. Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы.

2. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя:

1) заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;

2) собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;

4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

5) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

7) документы воинского учета — для граждан, пребывающих в запасе, и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) документ об образовании и о квалификации;

(п. 8 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

10) сведения, предусмотренные статьей 20.2 настоящего Федерального закона.

(п. 10 введен Федеральным законом от 30.06.2016 N 224-ФЗ)

3. В отдельных случаях с учетом условий прохождения гражданской службы, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, при заключении служебного контракта может предусматриваться необходимость предъявления иных документов.

4. Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или служебным контрактом.

6. При заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей.

7. После назначения на должность гражданской службы гражданскому служащему вручается служебное удостоверение установленной формы.

8. Основанием для обеспечения безопасности судебных приставов-исполнителей является:(п.1 ст.11 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ)

на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя;

по поручению старшего судебного пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей;

при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;

9. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится:(п.2 ст.58 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ)

2. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

3. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

4. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

5. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

6. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

7. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 07.06.2013 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

10. Утратил силу. — Федеральный закон от 07.06.2013 N 116-ФЗ.

10. Законные требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан:(п.1 ст.14 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ)

1. Законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.

2. Информация, в том числе персональные данные, в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, предоставляется по требованию судебного пристава в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, с согласия судебного пристава может быть представлена в форме электронного документа с использованием в случае необходимости организационных и технических мер для защиты информации.

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Невыполнение законных требований судебного пристава, в том числе непредоставление информации, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, или предоставление недостоверной информации, а также действия, препятствующие исполнению служебных обязанностей судебным приставом, влекут ответственность, установленнуюзаконодательством Российской Федерации.

11. Обязанности и права судебных приставов по ОУПДС установлены:(ст.11 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ

12. При установлении личности лица, подвергаемого приводу, судебный пристав по ОУПДС:(п.2 ст.11 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ)

2. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право:

при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо;

при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи);

в целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом Об исполнительном производстве»;

проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя;

в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства;

13. На гражданскую службу вправе поступать:(п.1 ст.21 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ)

1. На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.11.2010 N 317-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. На судебных приставов по ОУПДС возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности:(ст.1 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ)

На судебных приставов возлагаются задачи по:

обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — суды);

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон «Об исполнительном производстве») актов других органов и должностных лиц (далее — судебные акты, акты других органов и должностных лиц);

исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальнымзаконодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (далее — Федеральная служба судебных приставов).

15. Судебный пристав по ОУПДС в зале судебного заседания подчиняется:(ст.11 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ)

выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

16. Судебный пристав по ОУПДС на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства обязан:(ст.11 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ)

на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения;

(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 388-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Иностранных граждан или лиц без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, судебный пристав по ОУПДС на основании постановления судебного пристава-исполнителя обязан:(ст.11 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ)

на основании постановления судебного пристава-исполнителя препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ

18. Судебные приставы по ОУПДС при исполнении служебных обязанностей имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств:(п.8 ст.4 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ)

Это интересно:  Положение о прохождении службы судебными приставами 2019 год

1. Приказ Федеральной службы судебных приставов от 11 декабря 2015 г. N 586
«Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия, специальных средств и мерах по соблюдению правил оборота оружия в Федеральной службе судебных приставов»


Передача (прием) оружия и патронов к нему, специальных средств, поступивших в территориальный орган, осуществляется на основании решения приемочной комиссии.

В состав приемочной комиссии включаются материально ответственное лицо и ответственный за вооружение, а также лица, хорошо знающие комплектность, порядок приема и транспортирования оружия, патронов и специальных средств. Результаты приема оформляются приемным актом.

19. Имеет ли право судебный пристав по ОУПДС применить специальные средства в отношении несовершеннолетнего, уклоняющегося от явки в суд:(п.2 ст.17 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ)

2. Запрещается применять специальные средства в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, — за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

20. Порядок и пределы применения огнестрельного оружия и специальных средств устанавливаются:(п.8 ст.4 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ)

ВОПРОСЫ

для тестирования судебного пристава по ОУПДС

1. Запрещается применять физическую силу:(ст. 16 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ)

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство

Действия

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.97 N 118-ФЗ (ред. от 05.04.2013 с изменениями, вступившими в силу с 08.05.2013) «О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ»
Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.97 N 118-ФЗ (ред. от 05.04.2013 с изменениями, вступившими в силу с 08.05.2013) «О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ»
Вид документа закон
Принявший орган гд рф, сф рф, президент рф
Номер документа 118-ФЗ
Дата принятия 05.11.1997
Дата редакции 05.04.2013
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 21.07.97 — «Собрание законодательства РФ», 28.07.97, N 30, ст. 3590;
  • «Российская газета», N 149, 05.08.97;
  • «Финансовая газета» (Региональный выпуск), N 37, 15.09.97)
Навигатор Примечания

Статья 11 Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

1. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;

выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

осуществлять охрану здания, помещений суда;

в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану;

на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;

на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя;

по поручению старшего судебного пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей;

при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;

на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, создаваемое в установленном порядке органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения;

на основании постановления судебного пристава-исполнителя препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;»

взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;

проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.

2. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право:

при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо;

при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи);

в целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;

проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя;

в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства;

не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения Федеральной службы судебных приставов лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск;

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Судебные приставы: функции, задачи, обязанности

Судебные приставы. Кто это? Какие у них задачи? Что входит в круг обязанностей судебных приставов?

Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (ФССП России) федеральный орган государственной власти, функциями которого являются обеспечение установленного порядка деятельности судов, принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, а также должностных лиц. Кроме того, данный государственный орган реализует правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

В Российской Федерации судебные приставы являются федеральными государственными гражданскими служащими Российской Федерации.

Федеральная служба судебных приставов России подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации.

Основными задачами данного органа государственной власти являются:

  1. Обеспечение установленного порядка деятельности судов всех уровней, а также мировых судей;
  2. Организация принудительного исполнения вступивших в законную силу и не исполняемых в добровольном порядке судебных актов, судебных актов, подлежащих немедленному исполнению, а также актов других органов и должностных лиц;
  3. Исполнение уголовно-процессуального законодательства по делам, отнесённым к подследственности Федеральной службы судебных приставов;
  4. Управление территориальными органами ФССП России.

Судебные приставы подразделяются на:

  • судебных приставов-исполнителей;
  • судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

В чем заключается разница между двумя этими должностями?

Судебный пристав-исполнитель — должностной лицо, в чьи обязанности входит непосредственно принудительное исполнение судебных актов, актов других органов.

Основной обязанностью является исполнение решений, постановлений, заключающееся во взыскании денежных сумм. Взыскание подразумевает под собой наложение ареста на денежные средства, как на наличные, так и находящиеся на счетах должника, также и арест имущества, с последующей его реализацией и погашением задолженности. Кроме того, для скорейшего исполнения находящихся в производстве исполнительных документов, судебный пристав наделен дополнительными полномочиями, а именно: возможностью установления запрета выезда за пределы Российской Федерации, запрета на выдачу загранпаспорта, запрета на отчуждение имущества (движимого или недвижимого), запрета на отчуждение плодов интеллектуальной деятельности.

Чаще всего жалобы на судебных приставов подаются именно на действия (бездействие) сих доблестных представителей службы. Возможны случаи, когда пристав-исполнитель слишком рьяно относятся к исполнению своих должностных обязанностей и в результате оставляют должника в буквальном смысле без средств к существованию и последнего имущества. Однако, чаще возможен противоположный вариант, когда в рамках возбужденного исполнительного производства исполнительные действия не производятся.

Какие действия в данном случае необходимо предпринять должнику и взыскателю для защиты своих прав в рамках возбужденного исполнительного производства? Прежде всего нужно знать, что Федеральная служба судебных приставов, как и любой другой орган государственной власти, в своей деятельности руководствуется законами и подзаконными актами. Основными нормативными актами являются:

  • Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
  • Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».

Первый из них определяет сроки, условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, регламентирует размер удержаний из заработной платы и иных доходов должника, также содержит виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание. Вторым законом регламентированы права и обязанности судебных приставов.

Это интересно:  Возврат денег снятых судебными приставами 2019 год

Пристав по ОУПДС — встречается в основном на входе в органы судебной власти (суды), требуя от вас предъявить паспорт (сумку, коробку, барсетку и т.д.). При осуществлении исполнительных действий выступают в качестве силовой поддержки пристава-исполнителя, а также в качестве бесплатной рабочей силы для погрузки, выгрузки, подъёма и переноса изъятого у должников имущества.

При осуществлении своих служебных обязанностей судебными приставами исполнителями обязательно ношение форменной одежды и нагрудного служебного знака судебнoго пристава, что отличает их от всевозможных коллекторов, представляющихся зачастую именно приставами.

Нагрудный служебный знак представляет сoбой фигурный щит, с наложенными на него рифлёными лучами с лентами, круглым медальoном с двуглавым oрлoм, лентой с серией и номером, а также надписью «ФССП России». Каждый нагрудный знак имеет свою серию и нoмер. Данный знак должен размещаться на левой стороне груди форменной одежды или гражданского костюма судебного пристава.

Так что, при наличии элементарных познаний в области исполнительного производства, вы можете обезопасить себя от большинства проблем, возникающих в ходе исполнения судебных и иных актов.

Автор: Потапов Павел Евгеньевич, юрист-эксперт ЭПОД юридической компании ООО «Волжский гарант»

Правовой статус судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов [1]

Номинация «Организация обеспечения установленного порядка деятельности судов Федеральной службой судебных приставов» (1-е место)

А.А. ПАВЛОВА,

студентка 2-го курса Поволжского (г. Саратов) юридического института (филиала) Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации

научный руководитель — доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук Е.В. Лазарева

Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти. Основные задачи ФССП России — обеспечение установленного порядка деятельности судов и организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. В настоящее время при реализации своих функций ФССП России руководствуется нормами федеральных законов от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон о судебных приставах) и от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также другими нормативными правовыми актами.

В зависимости от выполняемых функций судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей. Отличие в характере и содержании их деятельности столь значительно, что уместно говорить о двух разных по своим функциям должностях в рамках одной Службы. И если институт судебных приставов-исполнителей был создан на основе действовавшей ранее системы судебных исполнителей, то формирование подразделений судебных приставов по ОУПДС пришлось начинать с нуля. В этой связи особую значимость приобретают проблемы профессиональной подготовки судебных приставов по ОУПДС, освоения ими знаний, навыков и умений.

Обеспечение установленного порядка деятельности судов — это не просто обеспечение порядка в здании суда и в процессе судебного заседания. Это понятие гораздо более широкое. Судебный пристав по ОУПДС обеспечивает законность и правопорядок в суде, предупреждая и пресекая правонарушения, применяя различные меры воздействия на правонарушителей.

Например, в практике нередки случаи, когда по вине безответственных граждан, которые уклоняются от явки в судебное заседание, срывается судебный процесс. Судья выносит постановление о принудительном приводе уклоняющегося от явки в суд гражданина, а исполнение этого постановления является компетенцией судебного пристава по ОУПДС.

Цель данной работы — определение правового статуса судебного пристава по ОУПДС, исследование теоретических основ административно-правового регулирования деятельности судебных приставов по ОУПДС, а также выявление проблем в практике применения действующего законодательства, регламентирующего основные функции судебных приставов по ОУПДС.

При написании работы использовались исторический, системно-функциональный, сравнительно-правовой и иные специальные методы научного исследования.

Глава 1. Становление и развитие института судебных приставов в Российской Федерации

С появлением сначала княжеского, а затем централизованного государственного управления формы государственного регулирования общественных отношений, связанных с исполнением властных, а позднее судебных решений, приобрели правовой характер. Государство в силу своей природы и возможности применять механизм принуждения к исполнению судебных решений, учреждает специальную должность, которая со времени судебной реформы 1864 года и по сей день называется «судебный пристав». Государство определяет функции и полномочия лиц, занимающих данную должность, порядок организации и деятельности этих лиц, тем самым передавая им часть своих государственно-властных полномочий в сфере исполнения судебных и административных решений, обеспечения установленного порядка в судах и др.

История института судебных приставов насчитывает несколько столетий. Выделяют следующие этапы его становления и развития:

1) начальный этап. В XI—XV вв. исполнение властных решений осуществляли ябедники, мечники, метельники, детские, биричи, приставе, праведщики, сотские и иные предшественники судебных приставов, которые призывались к исполнению своих обязанностей князем и городским вече. Полномочия их были достаточно широки и включали элементы судебной и следственной деятельности;

2) допетровский период (конец XIV—XVII вв.). В это время появились позовники, подверники, недельщики Русского (Московского) государства — особые исполнители судебных решений;

3) петровское время и дореформенный период (XVIII — середина XIX вв.). В период абсолютизма монархии адъютанты Российской империи обеспечивали установленный порядок в судах; функции по исполнению судебных и административных решений были переданы органам полиции и военнослужащим; во время правления императрицы Екатерины II появились полицейские и становые приставы, которые исполняли решения судов и охраняли общественный порядок;

4) дореволюционный период (1864—1917 гг.) стал временем учреждения института судебных приставов и установления их правового статуса. Исполнение судебного решения уже рассматривалось как стадия судебного процесса, обеспечение установленного порядка судопроизводства;

5) в советский период (1917—1990-е гг.) судебные исполнители действовали при судах и имели двойное подчинение —судебному органу и органу юстиции;

6) в современный период (с 1990-х гг. по настоящее время) судебные приставы —государственные служащие органа исполнительной власти, осуществляющие принудительное исполнение судебных и иных решений, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов.

Каждый из названных периодов характеризуется определенными экономическими, политическими и социальными условиями, что находит свое отражение в содержании государственного регулирования деятельности судебных приставов, в их функциях и компетенции. В государственном регулировании деятельности судебных приставов постепенно закладываются основы административно-правового регулирования.

Как в дореволюционное время, так и в наши дни институт судебных приставов остается неотъемлемой частью правовой системы Российского государства, без которой невозможно представить успешную работу всей судебной системы.

Глава 2. Правоохранительная деятельность судебных приставов по ОУПДС

2.1. Правовой статус и полномочия судебного пристава по ОУПДС

Одной из первых в ряду организационных проблем деятельности ФССП стоит проблема административно-правового статуса судебного пристава, и суть ее не только в недостаточной численности кадров и уровне оплаты труда[2].

В соответствии с Законом о судебных приставах на судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — суды).

Судебные приставы по ОУПДС осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, ГПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, федеральными законами от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации», от 27.07.2004 № 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе в Российской Федерации», от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», уже упомянутым Законом о судебных приставах, Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», Инструкцией о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности (утв. приказом Минюста России от 03.08.1999 № 226), а также Административным регламентом исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов (утв. приказом Минюста России от 27.12.2006 № 384; далее — Административный регламент)).

Под обеспечением установленного порядка деятельности судов понимаются следующие основные меры:

— обеспечение в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

— обеспечение по поручению судьи безопасности доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

— поддержание общественного порядка в здании, помещениях суда;

— выполнение распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

— осуществление охраны здания, помещений суда;

— в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществление такой охраны;

— на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;

—на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя;

— по поручению старшего судебного пристава обеспечение безопасности судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей.

Обязанности и права судебных приставов по ОУПДС регламентируются ст. 11 Закона о судебных приставах. Исходя из норм, содержащихся в этой статье, и в силу специфики функциональных обязанностей судебный пристав по ОУПДС должен обладать необходимыми знаниями и практическими навыками, а также соответствующей физической подготовкой. К лицу, назначаемому на должность судебного пристава, предъявляются следующие основные требования: он должен быть гражданином Российской Федерации в возрасте не моложе 21 года (в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2009 № 194-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О судебных приставах»», далее — Закон № 194-ФЗ), имеющим полное среднее или среднее профессиональное образование. Судебный пристав должен быть способен по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности, связанные с государственной службой.

На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные федеральными законами от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

До недавнего времени при поступлении на государственную гражданскую службу кандидат на должность судебного пристава по ОУПДС не обязан был проходить специальную врачебную экспертизу. Законом № 194-ФЗ на судебного пристава по ОУПДС возложена обязанность проходить военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Это интересно:  Даниловский районный отдел судебных приставов 2019 год

На наш взгляд, несмотря на своевременность нововведений, требования, предъявляемые в настоящее время к судебным приставам по ОУПДС как к государственным гражданским служащим, должны быть значительно выше (в том числе в отношении состояния здоровья, образования, опыта работы и т. д.). В связи с чем считаем, что необходима модернизация статуса судебных приставов по ОУПДС и перевод их в категорию лиц, находящихся на правоохранительной службе. При этом в рамках правоохранительного статуса они должны получить дополнительные социальные и материальные гарантии деятельности, аналогичные гарантиям, предоставляемым сотрудникам органов внутренних дел, Федеральной службы исполнения наказаний и т. д.

2.2. Административный регламент деятельности судебного пристава по ОУПДС

Административно-правовое положение судебного пристава определяется его функциями, правовыми гарантиями, принципами его деятельности и т. п., поэтому характеризуется как сложное юридическое явление[3].

В целях повышения эффективности исполнения государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов ФССП России был разработан и принят Административный регламент, определяющий сроки, порядок и последовательность действий (административных процедур) судебного пристава по ОУПДС. Помимо указанных выше, он предусматривает следующие административные процедуры:

— исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

— оказание содействия органам внутренних дел в розыске и задержании лиц, скрывшихся от дознания, следствия или суда;

— взаимодействие с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

— предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости — задержание их с последующей передачей органам внутренних дел;

— участие в совершении исполнительных действий.

Федеральным законом от 03.12.2011 № 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 11 Закона о судебных приставах внесено следующее дополнение, расширяющее круг полномочий судебного пристава по ОУПДС:

— по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.

Как судебный пристав по ОУПДС может содействовать судебному приставу-исполнителю в осуществлении розыска должника или дознавателю в дознании (за исключением привода должника на основании постановления судебного пристава-исполнителя), законодатель не поясняет. В то же время известно много случаев, когда без участия судебных приставов по ОУПДС исполнительные действия были бы весьма опасны для судебных приставов-исполнителей и других участников исполнительных действий. Задача судебного пристава по ОУПДС — обеспечить беспрепятственный доступ судебного пристава-исполнителя к месту исполнительных действий и при этом гарантировать его безопасность.

Судебные приставы обязаны использовать предоставленные им права строго в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Они имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них задач. При этом условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия строго регламентированы (статьи 15—17 Закона о судебных приставах)[4].

За неправомерное использование физической силы, специальных средств и оружия предусмотрена уголовная ответственность (ст. 286 УК РФ).

Следует иметь в виду, что в некоторых случаях судебный пристав вынужден решать поставленные перед ним задачи в условиях жесткого психологического конфликта, принимать ответственные решения и совершать действия в условиях психологического противоборства. Это требует от него знания основ психологии, владения специальными психологическими приемами по выходу из состояния конфликта. Сегодня, к сожалению, еще не накоплен достаточный опыт психологического воздействия судебных приставов на нарушителей порядка в судебном процессе, других лиц, с которыми им приходится общаться по долгу службы.

Многие из судебных приставов по ОУПДС имеют опыт службы в различных силовых структурах, немало тех, кто участвовал в локальных конфликтах. Профессиональная подготовка, в том числе медицинская, проводится постоянно. Ведь при возникновении чрезвычайных ситуаций в здании суда (пожар, теракт, землетрясение и др.) судебный пристав по ОУПДС должен первым оказать помощь гражданам.

Глава 3. Проблемы реализации функций судебных приставов по ОУПДС

Судебные приставы по ОУПДС реализуют охранительные и правоприменительные полномочия. Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 № 410-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон “О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и приказу ФССП России от 02.05.2012 № 232 «Об организации работы по исполнению постановлений судов о принудительном административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства» судебные приставы по ОУПДС наделены полномочиями по препровождению на основании решения суда иностранных граждан, лиц без гражданства в спецприемники. Однако механизм реализации перехода функций не доработан (прежде эти функции выполняли сотрудники МВД России по представлению ФМС России). Остались нерешенными и вопросы финансирования этой деятельности: так, в Саратовской области на реализацию функции выдворения расходуются средства из бюджета ФССП России, предназначенные для других нужд. Не предусмотрено и увеличение штатной численности Службы. Низкая заработная плата судебных приставов (в среднем 13—15 тыс. руб.) вызывает высокую текучесть кадров. Например, в Саратовской области в мае 2012 года до полной комплектации штата не хватало 55 человек.

Нельзя не сказать и о проблемах, возникающих в административной практике. Круг обязанностей судебных приставов по ОУПДС сейчас шире, чем регламентировано административным законодательством, поэтому возникает ряд ситуаций, когда судебный пристав по ОУПДС не может привлечь правонарушителя к административной ответственности (совместные исполнительные действия, привод лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю).

Ряд проблем возникает из-за поверхностного контроля деятельности судебных приставов по ОУПДС со стороны руководства Службы. Например, в Таганском и Тверском судах г. Москвы ненадлежащее исполнение обязанностей судебными приставами по ОУПДС повлекло противоправные действия посетителей судов. В этой связи считаем необходимым усилить контроль за деятельностью судебных приставов по ОУПДС. В частности, следует увеличить число внезапных проверок в судах на предмет подготовки судебного пристава к осуществлению пропускного режима. Нужно также ввести ежемесячные экзамены для контроля знаний нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность судебных приставов по ОУПДС, и продумать систему поощрения их работы. Например, в УФССП России по Саратовской области разработана специальная система поощрений приставов за выполнение основных показателей (приказ № 66 УФССП России по Саратовской области).

Кроме того в силу решаемых судебными приставами по ОУПДС задач, полагаем, следует расширить их полномочия в административном законодательстве.

В современных условиях деятельность ФССП России, и в частности судебных приставов по ОУПДС, играет важную роль в укреплении законности, защите прав и законных интересов граждан.

Полагаем, что для повышения эффективности их работы необходимо:

—развивать более тесное взаимодействие со службами внутренней безопасности по вопросам антикоррупционной деятельности и борьбы со взяточничеством;

— усилить контроль за степенью физической, правовой и моральной подготовки судебных приставов по ОУПДС;

— повысить заинтересованность судебных приставов по ОУПДС в ответственном исполнении своих обязанностей путем поощрения их работы.

Представляется, что статус судебных приставов по ОУПДС в современных условиях должен быть пересмотрен: государственная служба судебных приставов должна относиться к правоохранительной службе.

Также целесообразно наделить ФССП России полномочиями на проведение оперативно-розыскной деятельности. Это положительно скажется на эффективности деятельности самой службы и позволит избежать дублирования отчетности различных служб; ускорится процесс раскрываемости уголовных преступлений, подведомственных ФССП России.

При этом стоит отметить, что судебные приставы по ОУПДС, наделенные правом применения различных мер принуждения, в том числе с использованием оружия, не имеют надежных правовых и социальных гарантий, компенсационных выплат, которыми обладают сотрудники правоохранительных органов, хотя работа судебных приставов по ОУПДС в значительной степени сопряжена с угрозами жизни и здоровью[5].

В связи с этим видится, что в рамках правоохранительного статуса судебным приставам по ОУПДС необходимы дополнительные социальные и материальные гарантии деятельности, аналогичные гарантиям, предоставляемым в настоящее время сотрудникам органов МВД России, ФСИН России и т. д.

Претензий к судебным приставам, обеспечивающим установленный порядок деятельности судов, сегодня можно предъявить немало. И они в основном справедливы. К сожалению, существующие трудности в обеспечении установленного порядка деятельности судов носят объективный характер. Ведь служба судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов только недавно начала функционировать и постоянно наращивает свой потенциал. Однако уверенность всех участников судебного процесса в собственной безопасности, которая обеспечивается постоянной и качественной работой судебных приставов по ОУПДС, — это залог вынесения справедливого законного судебного решения.

В завершение хотелось бы отметить: авторитет ФССП России складывается на основе результатов ее деятельности, и практика показывает, что он растет. Чем скорее будут продолжены реформы в сфере, подведомственной Службе, тем успешнее будут исполняться поставленные перед ней задачи.

1 Работа публикуется с сокращениями.

2 Павин Д.В. Административно-правовой статус судебного пристава // Исполнительное право. 2008. № 4. С. 51.

3 См.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учеб. 3-е изд. — М.: Норма, 2008. С. 93.

4 См.: Белоусов Л.В., Мартынова В.В. Судебный пристав: статус и организация деятельности. — М., 2009. С. 43.

5 См.: Решетникова И.В., Ярков В.В. Гражданское право и гражданский процесс в современной России. — М., 2010. С. 176.

Статья написана по материалам сайтов: zakonbase.ru, www.cherlock.ru, www.sovremennoepravo.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector