Основные проблемы развития международного кредита 2019 год

Международный кредит — движение ссудного кредита в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валюты и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и платности.

Источниками международного кредита являются:

временно свободные средства предприятий;

денежные накопления государства;

денежные сбережения населения.

Международный кредит в сфере международных экономических отношений выполняет следующие функции:

перераспределение ссудного капитала между странами для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства. Через механизм международного кредита ссудный капитал устремляется в те сферы, которым отдают предпочтение экономические агенты в целях обеспечения прибылей;

экономия издержек обращения в сфере международных расчетов путем использование кредитных средств (тратт, векселей, чеков, переводов и др.), развития и ускорения безналичных платежей;

ускорение концентрации и централизации капитала благодаря использованию иностранных кредитов. Кредит дает возможность распоряжаться в известных пределах капиталом, собственностью и трудом других стран;

Выполняя указанные функции, международный кредит в то же время играет двойственную роль в экономике страны. С одной стороны, позитивную, способствуя ускорению развития производительных сил, непрерывности процесса Воспроизводства и его расширению, стимулируя внешнеэкономическую деятельность страны, создавая благоприятные условия для иностранных инвестиций, а также обеспечивая бесперебойность международных расчетов и валютных отношений. С другой стороны, негативную, обостряя противоречия рыночной экономики, что проявляется в форсировании перепроизводства товаров, перераспределении ссудного капитала, усилении диспропорций общественного воспроизводства и конкурентной борьбы за рынки сбыта, сферы приложения капитала и источники сырья.

Международный кредит имеет несколько форм классификаций.

1.Формы международного кредита по назначению:

коммерческие кредиты, обслуживающие международную торговлю товарами и услугами;’

финансовые кредиты, используемые для инвестиционных объектов, приобретения ценных бумаг, погашения внешнего долга, проведения валютной интервенции Центральным банком;

промежуточные кредиты для обслуживания смешанных форм экспорта капиталов, товаров, услуг (например, в виде выполнения подрядных работ — «инжиниринг»).

2.Формы международного кредита по видам:

товарные — при экспорте товаров с отсрочкой платежа;

валютные — выдаваемые банками в денежной форме.

3. Формы международного кредита по технике предоставления:

наличные (финансовые) кредиты, зачисляемые на счет заемщика в его распоряжение;

акцептные в форме акцепта (согласия платить) тратты импортером или банком;

консорциональные кредиты — кредиты, предоставляемые двумя И более кредиторами, т. е. синдикатами (консорциумами) банков одному заемщику.

4. Формы международного кредита по валюте займа:

в валюте страны-должника;

в валюте страны-кредитора;

в валюте третьей страны;

в международных счетных валютных единицах.

5. Формы международного кредита по срокам:

сверхсрочные кредиты — суточные, недельные, до 3 месяцев;

краткосрочные кредиты — до 1 года, иногда до 18 месяцев;

среднесрочные — от одного года до пяти лет;

долгосрочные — свыше пяти лет.

6. Формы международного кредита по обеспечению:

обеспеченные кредиты — в качестве обеспечения используются товары, товарораспорядительные и другие коммерческие и финансовые документы, ценные бумаги, векселя, недвижимость, другие ценности, иногда золото;

бланковые кредиты — выдаются под обязательство должника погасить его в определенный срок.

7. Формы международного кредита в зависимости от категории кредитора:

фирменные (частные) кредиты — предоставляются экспортером иностранному импортеру в виде отсрочки платежа (от 2 до 7 лет) за товар;

банковские международные кредиты — это предоставление банком во временное пользование части собственного или приравненного капитала, осуществляемое в форме выдачи ссуд, учета векселей и др., предоставляются банками экспортерам и импортерам, как правило, под залог товарно-материальных ценностей, реже предоставляется необеспеченным кредит крупным фирмам, с которыми банки тесно связаны;

брокерские кредиты — промежуточная форма между фирменным и банковским кредитами. Брокеры заимствуют средства у банков, роль последних уменьшается;

смешанные кредиты, с участием частных предприятий (в том числе банков) и государства;

межгосударственные кредиты международных финансовых институтов.

8. Формы международного кредита по объектам кредитования:

инвестиционные кредиты — по экспорту товаров инвестиционного назначения;

неинвестиционные кредиты — по экспорту сырья, топлива, материалов, потребительских товаров.

9. Формы международного кредита по источникам:

внутреннее кредитование — кредитование Внешэкономбанком или другими отечественными банками внешнеторговых орга­низаций;

иностранное кредитование — кредитные операции внешне­торгового характера между отечественными и иностранными банками и фирмами, в том числе с коллективными банками бывших стран — членов СЭВ: Международным банком эко­номического сотрудничества (МВЭС) и Международным инвестиционным банком (МИБ);

смешанное кредитование внешней торговли.

10. Лизинг — соглашение об аренде движимого и недвижимого имущества сроком от 3 до 15 лет.

Аренда является своеобразной формой получения кредита и во многих случаях существенно облегчает продвижение продукции экспортеров на внешние рынки. С обычным товарным кредитом лизинг сближают условия проведения арендных операций. Арендатор избавлен от необходимости мобилизовывать денежные средства. Оплата аренды производится по частям, в течение всего периода использования оборудования. Однако целью лизинга является не получение права собственности на товар, а приобретение права использовать его потребительские качества.

11. Факторинг — форма кредитования, выражающаяся в инкассировании дебиторской задолженности клиента (покупка специализированной финансовой компанией или банком всех денежных требований экспортера к иностранному импортеру в размере до 70-90% суммы контракта до наступления срока их оплаты).

12. Форфейтинг — форма кредитования экспорта банком или финансовой компанией (форфейтором) путем покупки ими на полный срок без оборота на продавца на заранее оговоренных условиях векселей (тратт), других долговых требований по внешнеторговым операциям. Форфейтор может держать их у себя или продать на международном рынке.

13. Вексельный кредит — кредит, оформляемый путем выставления переводного векселя на импортера, акцептующего его по получении товаросопроводительных и платежных документов. Срок вексельного кредита зависит от вида товара. Поставки машин и оборудования обычно кредитуются на срок до 3-7 лет. При экспорте сырья и материалов предоставляются краткосрочные вексельные кредиты.

Проблемы международного кредитования в РФ

Кредитный рынок — это общее обозначение тех рынков, где существуют предложение и спрос на различные платежные средства. Кредитные сделки опосредуются, как правило, кредитными институтами (банками и др.), которые берут взаймы и ссужают деньги, или движением различных долговых обязательств, которые продаются и покупаются на рынке ценных бумаг.

Следовательно, кредитный рынок предоставляет средства для инвестиций в распоряжение предприятий и именно на нем происходит перемещение денег из тех секторов экономики, где имеется избыток, в те сектора, которые испытывают в них недостаток.

На кредитном рынке предприятия берут деньги в долг для финансирования своих инвестиций; иногда предприятия дают деньги взаймы, но, как правило, производственный сектор больше берет, чем дает. Поэтому можно сказать, что одна из основных задач кредитного рынка — направлять сбережения населения и свободные средства посредническим лицам на инвестиции.

Однако о создании полнокровного рынка ссудных капиталов в Российской Федерации говорить рано. Пока речь идет лишь о наличии и укреплении ряда элементов этого рынка, к которым можно отнести формирование двухъярусной банковской системы, постепенное развитие специализированных кредитных институтов и функционирование рынка ценных бумаг в виде ряда фондовых бирж.

Но этого недостаточно, чтобы приблизить рынок Российской Федерации к рынкам западных стран. Отставание объясняется, прежде всего, отсутствием полнокровного рынка средств производства и рынка недвижимости, существование которых возможно только на базе широкой приватизации, акционирования большой части государственной собственности.

Кроме того, необходимы рынок рабочей силы и ее мобильная миграция, а также рынок земли. Все это — необходимые условия для расширения рынка ценных бумаг, а следовательно, дальнейшего развития новых кредитно-финансовых институтов, укрепления двух звеньев кредитного рынка, обеспечение спроса и предложения на денежный капитал.

Поэтому основными направлениями в формировании кредитного рынка должна стать высокая норма сбережений (как в производственном, так и личном секторе), широкая приватизация, связанная с организацией рынка ценных бумаг, и создание на ее базе разветвленной сети специализированных кредитно-финансовых институтов.

Залогом успеха государства в привлечении международных кредитов является продуманная и взвешенная долговая и кредитная политика, а также эффективная национальная система контроля в этой сфере, обеспечиваемая за счет организации четкой и слаженной работы органов бюджетного контроля. В России основным органом, осуществляющим контроль в сфере международных кредитных отношений, является Счетная палата РФ. Порядок деятельности Счетной палаты РФ определяется законом «О Счетной палате Российской Федерации».

Полномочиями по контролю за управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга, его реструктуризацией, осуществлением государственных внутренних и внешних займов, а также рациональностью, законностью и эффективностью использования заемных средств, получаемых, в том числе путем выпуска облигаций и других видов ценных бумаг и из федерального бюджета наделены также контрольно-счетные палаты субъектов РФ. Контрольными полномочиями в сфере международных кредитных отношений обладают также органы исполнительной власти. К ним относятся Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), Министерство экономического развития и торговли РФ, а также Федеральное казначейство. Следует констатировать, что организация финансового контроля в сфере международного государственного кредитования имеет ряд проблем. Во-первых, наличие нескольких властных структур, обладающих контрольно-ревизионными функциями, приводит к тому, что полномочия каждого из органов бюджетного контроля международных кредитных отношений достаточно размыты, часто пересекаются, что мешает четко разграничить сферы их влияния и ответственности. Во-вторых, отсутствует механизм координации их деятельности. В-третьих, существующая нормативно-правовая база недостаточна для регламентации деятельности вышеуказанных контрольных органов. В настоящее время лишь для Счетной палаты РФ четко определены полномочия в сфере контроля международного кредитования, функции остальных органов определены лишь общими формулировками. В-четвертых, отсутствует единый подход к проведению контрольных мероприятий. Росфиннадзор в своей деятельности руководствуется Инструкцией «О порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации», Счетная палата имеет свой классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе государственного финансового контроля. Все эти проблемы организации бюджетного контроля в сфере международного кредитования свидетельствуют о том, что сложившаяся ситуация повышает риски для экономики государства в процессе участия в международных кредитных отношениях, а также снижает возможности для осуществления качественного управления и контроля в данной сфере.

Международные кредиты — один из секретов быстрого роста экономики России в последние годы. Крупные компании занимали десятки миллиардов долларов в год за рубежом на длительный срок и под низкий процент. Возврат этих средств происходил за счет новых кредитов и допэмиссий. Однако, мировой финансовый кризис в 2008 году выявил все слабости этой схемы. Доступ к иностранным ресурсам для российских компаний, по сути, был закрыт. К ключевым причинам вовлечения российской экономики в мировой финансово-экономический кризис эксперты относят в том числе либеральную политику в сфере привлечения внешних заимствований. В сентябре-октябре 2008 г. Российская экономика столкнулась с проблемой погашения внешних долгов российских банков и корпораций в связи с их неспособностью выполнять свои обязательства на фоне закрытия доступа на мировой финансовый рынок. В совокупности с падением мировых цен на нефть это дало толчок к распространению финансово-экономического кризиса в России. Проблемы испытывают все игроки строительной отрасли, средние и мелкие строительные фирмы обанкротились, крупные — замораживают ряд строек и продают часть активов. Также многие поставки в розничной торговле из-за рубежа делались в кредит, начиная от автомобилей и заканчивая товарами повседневного спроса, поэтому компаниям здесь срочно нужно искать наличность. Более 20 средних и крупных банков испытывают проблемы, особенно пострадали дочерние предприятия западных кредитных организаций, работающие в России. В авиакомпаниях основная доля выручки приходится на летний сезон, в остальное же время деньги, напротив, активно тратятся, например на ремонт самолетов за счет кредитов. Также за счет международных кредитов функционировали предприятия сельского хозяйства, промышленности и других отраслей. Без длинных западных денег многие из крупных инвестиционных проектов в разных секторах российской экономики осуществить не удастся. Разумеется, государство заменить иностранный кредитный рынок не сможет из-за колоссальных объемов внешних займов, оно может лишь частично покрыть нужды компаний, чтобы избежать банкротств. Еще одна угроза, которая нависла над экономикой страны — это возможность перехода крупнейших российских компаний в руки западных банков. Компании кредитовались на Западе под залог своих акций, и если сейчас они объявят дефолт, то акции перейдут в собственность банков. Таким образом, в условиях мирового финансово-экономического кризиса наличие значительного внешнего долга стало существенным препятствием на пути экономического развития. Структурные диспропорции российской экономики, бесконтрольное наращивание и неэффективное использование внешних заимствований усугубили последствия вовлечения России в финансово-экономический кризис. Это дает основания утверждать, что чрезмерное привлечение государственных и частных внешних заимствований и нерациональное их использование без учета рисков глобализации негативно отражается на экономическом развитии и национальной безопасности России.

Таким образом, на сегодняшний день международный кредит имеет некоторые проблемы, несмотря на уже долгое существование и развитие данной формы кредита.

Проблемы международного кредита

В международных экономических отношениях любого государства существенное значение имеют кредитные отношения. Международное заимствование и кредитование стало результатом развития, с одной стороны, внутреннего кредитного рынка наиболее развитых стран мира, а с другой ответом на потребность финансирования международной торговли. В качестве кредиторов и заемщиков выступают частные предприятия (банки, фирмы), государственные учреждения, правительства, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые институты.

Проблема международного кредита со всей очевидностью свидетельствует о том, насколько выявленные ранее принципы нормального функционирования кредита не соответствуют реальным требованиям международного рынка кредита для суверенных заемщиков. Наиболее серьезным подтверждением сказанному служит так называемый мировой кризис задолженности.

Главной причиной периодической повторяемости международного кризиса задолженности является наличие сильной мотивации к отказу от платежей по долгу суверенными задолжниками. Если правительства-должники приходят к заключению, что выполнение всех платежных обязательств не обеспечивает более чистый приток средств в будущем, появляется стимул отказаться от части или от всех платежей по долгам, чтобы избежать оттока ресурсов из страны.

Причина прекращения платежей суверенными должниками помогает объяснить и некоторые черты поведения международных кредиторов. Одна из них — настойчивость в установлении более высокой процентной ставки в кредитах зарубежным правительствам по сравнению с кредитами частным и государственным заемщикам в своей собственной стране. Требование более высокой процентной ставки является способом получения своего рода страховой премии на случай отказа от выплат по долгам: пока нет кризиса, кредиторы получают эту премию, но в случае кризиса они несут крупные потери. Другой чертой кредитования заемщиков, имеющих суверенный статус, являются широкие колебания объемов кредита. Кредиторы сначала летят «толпой», а затем разлетаются в панике, потому что знают, что кредитование заемщика без надежного залога можно осуществлять лишь коллективно.

Что способно решить проблему отказа от платежей? Думается, что это не может быть традиционное предложение, связывающее поступление новых кредитов должнику с выполнением требования «затягивания поясов». Чтобы оттянуть момент отказа от выплат по долгам, новые кредиты должны по меньшей мере покрывать суммы выплат процентов и основной суммы долга. Но даже если новые кредиты настолько велики, их предоставление увеличивает общую сумму итогового долга, по которому в конце концов должник может отказаться платить вне зависимости от того, как долго будет осуществляться новое кредитование.

Это интересно:  Какая выгода банку от рефинансирования кредитов 2019 год

Верным способом разрешения проблем права собственности на кредиты, предоставляемые суверенным должникам, является введение залога или обеспечения, т.е. активов того или иного вида, которые могут перейти в собственность кредитора в случае приостановки выплат по долгу заемщиком.

Кредиторы идут на уступки заемщикам, тем или иным образом реструктуризируя долг (переоформляя долговые обязательства, по которым наступил или просрочен срок платежа).

При столь быстром развитии международного кредита возрастает роль его межгосударственного регулирования. Противоречие между уровнем интернационализации хозяйственной жизни и ограниченностью национальных форм регулирования привело к развитию межгосударственного регулирования международного кредита.

На сегодняшний день в мировой практике применяются следующие источники права в области международных кредитных отношений:

  • 1) Международные договоры (нормативные документы):
    • — Женевские вексельные конвенции (Женева, 1930 г.);
    • — Женевские чековые конвенции (Женева, 1931 г.);
    • — Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях (Нью-Йорк, 1988);
    • — Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттава , 1988 г.);
    • — Конвенция УНИДРУА о международном факторинге (Оттава, 1988 г.).
  • 2) Международные торговые и банковские обычаи (рекомендательные документы): Типовой закон ЮНИСТРАЛ о международных кредитовых переводах (1992 г.)

Согласно перечисленным источникам правового регулирования международного кредита, существуют три возможных варианта права применимого к международным кредитным операциям:

  • 1) право страны, избранное сторонами сделки;
  • 2) коллизионные нормы международных договоров, если все или хотя бы один из субъектов международных кредитных отношений находятся в странах-участницах данных международных соглашений;
  • 3) право страны кредитора, если сделка не регулируется международным договором, и стороны не определили применимое право.

Однако, при осуществлении международной кредитной сделки следует учитывать, что указанные источники предусматривают возможность ограничения изложенных в них норм заявлением присоединяющегося к ним государства, в результате чего данное положение не будет применяться в отношении должников (дебиторов), имеющих свое коммерческое предприятие на территории этого государства.

Существуют два основных пути решения: — усиление административного контроля над финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства и осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.

Первый путь — это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала — занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через оффшоры.

Второй путь для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: улучшение налоговой системы и налогового администрирования; сбалансированность бюджета; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; борьба с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей.

Чтобы охарактеризовать нынешнюю ситуацию и оценить размер долга и его влияние на финансовую устойчивость государства, обычно используют два базовых подхода: сравнивают внешний долг с ВВП и сопоставляют размер долговых платежей с экспортом. Именно от экспорта зависит поступление валюты в страну и, соответственно, возможность расплатиться с кредиторами.

Общепризнанно опасной считается граница, когда сумма долга в два раза превышает экспорт, а тройное превышение считается критическим. Таким же образом рассматривается и доля суммы обслуживания долга (основной суммы задолженности и процентов) в экспорте. Она должна быть не выше 20%, 30% — уже критический порог. Считается, что основная тяжесть долга состоит именно в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга.

Стоит отметить, что для России, как и для других стран с большой территорией, объективно закономерен относительно низкий удельный вес экспорта в национальном продукте. Именно по этой причине, а также из-за неполной еще интеграции в мировую экономику нам, видимо, следует отдавать предпочтение не ВВП, а экспорту в качестве базы для индикатора уровня долговой зависимости.

Существует еще один критерий — критерий «Рэдди», согласно которому внешняя платежеспособность страны адекватно обеспечена, если ее золотовалютные резервы покрывают трехмесячный импорт плюс годовые платежи по долгу. Но как раз по этим показателям у России всё в полном порядке, но почему же тогда проблема долга всё ещё довлеет над Россией, что необходимо сделать, чтобы «дамоклов меч» долгов перестал висеть над нашей страной. Для решения целого комплекса проблем предложим инновационные механизмы.

Все перечисленные в предыдущей главе механизмы снижения долгового бремени являются в большей степени классическими, нежели инновационными. В данной главе поподробнее рассмотрим тот механизм, который был предложен Всемирным фондом дикой природы (WWF) и успешно апробирован в некоторых странах мира.

Механизм схемы «долги на проведение природоохранной деятельности» следующий: кредитор договаривается со страной должником о сделке, по которой кредитор списывает долг или его часть в обмен на обязательство страны-должника вложить соответствующую сумму в своей стране в охрану природы и устойчивое природопользование. Такая реструктуризация долгов оказалась реальным стимулом для западных кредиторов при списании части долгов целого ряда стран.

Такая схема уже была успешно реализована во многих странах, причем далеко не только бедных: Африка — 8 стран (Мадагаскар, Замбия и др.), Азия — 4 страны (в том числе — Филиппины), почти все страны Латинской Америки (31 страна, включая Боливию, Коста-Рику, Эквадор, Мексику, Перу и др.), в двух Восточно-европейских странах «с переходной экономикой» — Польше и Болгарии.

В частности, в Польше реализация схемы «долги на проведение природоохранной деятельности» и создание независимого неправительственного Экофонда внесло большой вклад в решение проблемы государственного долга. Долги Польши 16 западным странам составляли примерно 18 млрд. долл. США, после соглашения о реструктуризации в рамках «Парижского клуба» в 1991 г. долги были сокращены на 50%, при условии, что они будут выплачены к 2010 г.

Уникальность ситуации с внешним долгом России состоит также в том, что Россия является не только крупнейшим заемщиком (на 1 января 2004 г. внешний долг Российской Федерации составлял 132,8 млрд. долл. США), но и крупнейшим кредитором для многих стран (России должны примерно столько же, 135 млрд. долл. США, но практически вся задолженность просроченная). Так, задолженность Кубы, Монголии, Вьетнама и Индии составляет 79 млрд. долл. США, причем эти страны расположены на территории так называемых экорегионов «Global 200». Это наиболее значимые для охраны глобального природного биоразнообразия экорегионы планеты Земля.

Совместная реализация схемы «долги на проведение природоохранной деятельности» Правительством Российской Федерации и Всемирным фондом дикой природы, который является одним из основных в мире обладателей институционального опыта реализации данной схемы обмена долгов, может способствовать как уменьшению внешней задолженности России и довольно большой группы развивающихся стран, так и формированию долговременных финансовых механизмов сохранения биоразнообразия России и стран, которые имеют перед ней задолженность.

Реструктуризация внешних долгов России с использованием схемы «долги на проведение природоохранной деятельности» может создать долговременные уникальные возможности для национального финансирования природоохранных проектов и программ, в том числе и для обеспечения основной деятельности заповедников и национальных парков, финансирования государственных природоохранных и инвестиционных экологических программ и т.п. Таких примеров в мире немало, например, только в результате двух небольших обменов «долги на проведение природоохранной деятельности» Экологический Фонд Филиппин получил 26 млн. долл. США.

В России именно сейчас созревают условия для проведения обменов «долги на проведение природоохранной деятельности». В этом потенциально заинтересованы все стороны — и Россия, и разные группы кредиторов. Это могут быть и частные кредиторы, в частности, «Лондонский клуб», но и, как показывает опыт, возможно достижение взаимопонимания и с «Парижским клубом», что в настоящее время является ведущей внешнеполитической экономической задачей России. Следует также учитывать, что реструктуризация «долги на проведение природоохранной деятельности» на первом этапе, вероятно, может быть быстрее и эффективнее реализована на уровне субъектов Российской Федерации.

В течение последнего десятилетия на обмен ДНП пошел целый ряд развивающихся стран: Бразилия, а также такие восточноевропейские страны с переходной экономикой, как Польша и Болгария.

Обмены ДНП являются, по сути, рыночным механизмом проведения природоохранной деятельности, имеющей как национальное, так и наднациональное и глобальное Chambers, Jensen, Whitehead, 1996, p.136.

Имеется в виду, что в развитых странах есть «спрос» на то, чтобы в странах-должниках сохранялись заповедные территории, и проводилась адекватная природоохранная деятельность. В тоже время страны-должники готовы больше заботиться о природе и вкладывать в это часть своих средств, получая взамен существенно большее сокращение долгов.

Обмены «долги на проведение природоохранной деятельности» — это один из источников финансирования экологической деятельности в условиях значительной долговой задолженности страны и способ уменьшения международного долга в обмен на экологические инвестиции.

Средства для финансирования проектов в рамках обменов ДНП могут иногда рассматриваться, как начальные вложения для привлечения дополнительного финансирования из других источников. Некоторые банки вместо списания неоплаченных долгов рассматривают обмены ДНП, как полезную благотворительную деятельность. Проекты в рамках обменов ДНП могут увеличивать занятость и иностранный туризм и, тем самым, привлекать в страну иностранную валюту, создавать в международных кругах репутацию экологически ответственной страны, что может положительно сказаться на переговорах в Лондонском и Парижском клубах, катализировать другие виды ПД, способствовать укреплению сотрудничества между государством и НПО.

Обмены «долги на проведение природоохранной деятельности» проводятся обычно в трех формах: долги страны покупаются и ликвидируются в обмен на продолжение природоохранных программ на определенной территории; долг конвертируется в местную валюту, которая затем используется местными НПО, часто в сотрудничестве с международными неправительственными организациями, для проведения природоохранных проектов в стране-должнике; кредитор/кредиторы и должник договариваются о том, что последний выплачивает в установленные сроки свой долг в виде взноса в местной валюте в создаваемый совместно управляемый экофонд, средства которого используются на реализацию согласованных экологических проектов (например, Польский Экофонд).

Пример обмена «долги на проведение природоохранной деятельности»: страна-должник, инвестор и страна-кредитор достигают соглашения по преобразованию долга; донор предоставляет инвестору средства для проведения природоохранной деятельности; инвестор выкупает долговые обязательства страны-должника на вторичном рынке долгов по рыночной цене (ниже номинала); инвестор предоставляет выкупленные долговые обязательства со скидкой от рыночной цены местной неправительственной организации; местная неправительственная организация обменивает долговые обязательства на ценные бумаги в местной валюте выпущенные в обращение Центральным банком страны-должника; местная неправительственная организация согласовывает с правительством страны-должника экологические проекты, которые подлежат осуществлению на приобретенные средства; реализовываются экологические проекты.

Доверительные фонды, созданные с участием средств, полученных от обменов ДНП, позволяют достигнуть более долгосрочной финансовой устойчивости, когда доход от дотации используется для текущих расходов на национальные парки и заповедники. Такие фонды имеют «прозрачные» структуры управления и отчетности и привлекают доноров, делающих одноразовые пожертвования на сохранение природы. В то же время стали возникать инвестиционные фонды для финансирования устойчивого развития предприятий.

В обменах ДНП сумма внешних обязательств сокращается на всю номинальную стоимость. В этой ситуации обмены ДНП страдают теми же двумя недостатками, что и выкуп долгов: когда страны выкупают долг по рыночной цене, они платят за «усредненный» долг, а избавляются от «предельной» стоимости долга; сопутствующие факторы, используемые суверенными должниками (в отличие от внутреннего долга, когда все они остаются при дефолте), никогда не могут быть полностью покрыты правительством-кредитором. Поэтому для страны-должника меньше смысла выкупать долг, так как она теряет меньше при дефолте. В этом смысле страна-должник даже не компенсирует полную скидку со своего долга на вторичном рынке. Поэтому субсидии, присущие обмену ДНП играют роль только тогда, когда нельзя получить прощения долга или дотации.

Достоинства обменов «долги на проведение природоохранной деятельности»

Положительное воздействие на состояние окружающей среды и на систему управления окружающей средой.

Снижение бремени внешнего долга, хотя оно не столь значительно, как при обмене «долги на активы».

Приток природоохранных инвестиций вследствие предоставления выгодных условий при конверсии приобретенного долга.

Инфляция, не значительна, так как приобретение долга у инвестора финансируется за счет относительно небольшой эмиссии национальной валюты.

ДНП не заменяют приток природоохранных заграничных инвестиций. Так как вложение средств в защиту окружающей среды страны производится безвозмездно, за счет средств природоохранных организаций, то сложно предположить, что эти организации могли бы произвести те же самые инвестиции в том же объеме, если бы у них не было возможности использовать механизм ДНП.

Конверсия долга не ложится тяжелым бременем на государственный бюджет, так как речь идет о достаточно постепенном процессе.

Отток капитала из страны отсутствует.

Проблема неоптимального распределения ресурсов не стоит так остро, как в случае с обменами «долги на активы». Инвестирование дополнительных средств в природоохранную деятельность вряд ли может привести к усилению структурных диспропорций в экономике.

Возможности спекуляции ограничены ввиду: жесткой договоренности о вложении средств в определенные проекты; участия в сделке авторитетной природоохранной организации, не преследующей цели извлечения прибыли из данной операции.

Критика обменов «долги на проведение природоохранной деятельности» обычно выглядит таким образом (в прочем все это применимо и к другим видам преобразования долгов):

Правительство может отрицательно отнестись к перспективе передачи средств национальной неправительственной организации для реализации природоохранных проектов, отобранных, как правило, иностранной природоохранной организацией. Принятие природоохранных мер в соответствии с приоритетами инвестора, а не приоритетами принимающего государства, может восприниматься как вмешательство во внутренние дела государства и как посягательство на его суверенитет в отношении использования природных ресурсов и управления ими. Решение этой проблемы кроется в привлечении представителей правительства или природоохранного ведомства к отбору проектов или к одобрению уже отобранных проектов.

Обмены ДНП во многом основаны на предпочтениях доноров (это также справедливо для всех видов зарубежной и другой помощи), которые не всегда отвечают интересам, практике и правилам принимающей стороны, иногда мало учитываются вопросы решения локальных экологических проблем и их влияния на здоровье населения.

Обмены ДНП мало влияют на деятельность коммерческих структур по уменьшению их негативного воздействия на окружающую среду.

Часто проекты в рамках обменов ДНП недостаточны для решения тех задач, на которые они ориентированы.

В России именно сейчас созревают условия для проведения обменов долги на проведение природоохранной деятельности». В проведении таких обменов потенциально заинтересованы все стороны, и Россия, и банки кредиторы, и природоохранные организации. Между тем, специфика российских условий, в частности, отсутствие организованного вторичного рынка внешнего долга, отсутствие опыта проведения подобных операций и операций по выкупу долгов, а также иногда напряженные отношения с международными финансовыми кругами, скажется на проведении первых ДНП. Учитывая сложную российскую экологическую и экономическую обстановку и недостаток средств на финансирование природоохранных мер, обмены ДНП могут стать уникальным и эффективным инструментом, позволяющим получить значительные средства в защиту природы, одновременно уменьшая бремя внешнего долга.

Это интересно:  Есть ли смысл досрочного погашения кредита 2019 год

Международный кредит

Оглавление

1. Экономическое содержание международного кредита

Сущность и функции международного кредита

Формы международного кредита

Современные тенденции развития международного кредита и организации кредитов

2. Проблемы регулирования внешнеэкономических отношений России.

Внешний долг России и проблемы его обслуживания

Задолженность зарубежных государств России и способы ее урегулирования

Введение

Роль кредита в экономике любой страны является динамичной и изменяется в зависимости от конкретных задач и целей экономического развития. В настоящее время повышение роли кредита сопровождается, как правило, его расширением в экономике. Границей такого расширения служит необходимость поддержания сбалансированного между спросом и предложением кредита для обеспечения экономического роста и повышения жизненного уровня населения. При недостатке кредита происходит сужение производства, сбои в платежах и расчетах, ухудшается торговый баланс государства.

Важной сущностью кредита является то, что он сопровождает развитие международных экономических связей. В экспортных отраслях экономики кредит способствует укреплению позиций государства на внешних рынках. Предоставление кредита импортерам увеличивает предложение товаров на внутреннем рынке, способствуя удовлетворению растущего платежеспособного спроса, привлечения в страну передовых технологий и оборудования. С помощью кредита достигается положительное сальдо торгового баланса, необходимое для поддержания устойчивости национальной валюты. Кредит используется также для вложений в иностранную экономику с целью расширения политического и экономического влияния государства и его резидентов. Повышение роли кредита в развитии международных связей обусловлено глобализацией мировой экономики. Именно поэтому сегодня актуально изучать проблемы предоставления международных кредитов и их влияние на экономику стран мира.

Цель данной контрольной работы дать понятие международного кредита.

Главная цель достигается через задачи:

1. Определить сущность и функции международного кредита;

2. Рассмотреть формы международного кредита;

3. Выявить современные тенденции развития международного кредита и организации кредиторов.

4. Рассмотреть внешнеэкономические отношения России.

Контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения библиографического перечня и одного приложения.

1. Экономическое содержание международного кредита

Сущность и функции международного кредита

Международный кредит представляет собой движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с представлением товарных и валютных ресурсов.

Международный кредит возник в XIV – XV вв. в мировой торговле, особое развитие получил после освоения морских путей из Европы на Ближний и Средний Восток, а позднее в Америку и Индию. Дальнейшее развитие международного кредита связано с выходом производства за национальные рамки, его специализацией и кооперированием.

Увеличение масштабов международного кредита было связано с интернационализацией мирохозяйственных связей, международным разделением труда и достижениями научно-технического прогресса.

Международный кредит как разновидность категории кредита связан с такими экономическими категориями, как деньги, цена, прибыль, платежный баланс, валютный курс и др. Важную роль он играет в реализации требований закона стоимости и других экономических законов.

Функционирует международный кредит в сфере международных экономических отношений выполняет следующие функции:

1. Перераспределение ссудных капиталов между странами, когда при его помощи происходит перелив капиталов в страны с низкой нормой прибыли, способствуя ее выравниванию и превращению в среднюю норму прибыли.

2. Экономизация издержек обращения в сфере международных экономических отношений путем замены золота как мировых денег такими орудиями обращения, как вексель, чек, банковские переводы, депозитные сертификаты, электронные деньги, а также СДР, ЭКЮ и твердые национальные валюты.

3. Ускорение концентрации и централизации капитала: во-первых, в результате ускорения процесс капитализации прибыли в связи с привлечением иностранного капитала; во-вторых, с созданием транснациональных корпораций и транснациональных банков и, в-третьих, путем предоставления льготных международных кредитов крупным предприятиям.

4. Регулирование экономики страны – привлечение иностранных инвестиций, в первую очередь капиталов международных валютно-кредитных и региональных организаций, что способствует росту ВНП и его распределению.

Выполняя указанные функции, международный кредит в то же время играет двойственную роль в экономике страны. С одной стороны, — позитивную, способствуя ускорению развития производительных сил, непрерывности процесса производства и его расширению, стимулируя внешнеэкономическую деятельность страны, создавая благоприятные условия для иностранных инвестиций, а также обеспечивая бесперебойность международных расчетов и валютных отношений. С другой стороны, — негативную, обостряя противоречия рыночной экономики, что проявляется в форсировании перепроизводства товаров, перераспределении ссудного капитала, усиление диспропорций общественного воспроизводства и конкурентной борьбы за рынки сбыта, сферы приложения капитала и источники сырья.

Формы международного кредита

Кредиты, применяемые в международной торговле, можно классифицировать по нескольким главным признакам, характеризующим отдельные стороны кредитных отношений, основными из которых будут следующие классификации:

· по источникам средств;

· по характеру обеспечения;

· по способу предоставления и погашения.

В зависимости от того, кто выступает в качестве кредитора, различают кредиты:

· частные, предоставляемые главным образом банками, коммерческими фирмами, значительно реже посредниками (брокерами);

· правительственные, предоставляемые, как правило, государственными специализированными учреждениями;

· смешанные, в которых вместе с государством участвуют частные структуры;

· кредиты международных и региональных банков, а также других валютно-финансовых организаций (группа Всемирного банка, МВФ, ЕБРР и др.).

По срокам кредиты традиционно делятся на краткосрочные – до 1одного года, среднесрочные – до пяти лет, долгосрочные – свыше пяти лет. Однако в последнее время распространилось отнесение к краткосрочным кредитам – кредит сроком до двух лет. Кроме того, имеются и национальные различия в градации сроков: в ряде стран среднесрочными кредитами считаются кредиты до семи – десяти лет, а долгосрочными – свыше десяти лет.

Еще одно подразделение кредитов во внешней торговле зависит от вида (формы, а иногда говорят «наполнения») их предоставления. Соответственно этому выделяют: товарные кредиты, которые предоставляются в основном экспортерами своим покупателям, и валютные кредиты, предоставляемые банками в денежной форме – в национальной, иностранной или региональной валютах.

Кредитование внешнеэкономической деятельности осуществляется в основном против передачи должником в залог кредитору определенного обеспечения: товаров, товарораспределительных и других коммерческих документов, а также ценных бумаг, векселей и прочих ценностей.

Залог товара для получения кредита осуществляется в трех основных формах: твердый залог, про котором определенная товарная масса закладывается в пользу банка; залог товара в обороте, при котором учитывается остаток товара соответствующего ассортимента на определенную сумму; залог товара в переработке, когда из заложенного товара можно изготавливать изделия, но передавая их в залог банку.

Банковский кредит выдается под обязательство должника погасить его в определенный срок. Обычно документом по этому кредиту служит простой вексель, подписанный заемщиком.

С точки зрения техники предоставления различают:

· наличные кредиты, когда предоставляемые средства зачисляются на счет должника в его распоряжение;

· акцептные кредиты, предоставляются в форме акцепта тратты (переводного векселя) импортером, чаще банком, что облегчает учет тратты в банке;

· облигационные займы, широко используются при привлечении средств на долгосрочной основе;

· синдицированные и консорциальные кредиты, позволяют заемщику мобилизовать особо крупные суммы на длительный срок, поскольку кредитором выступает не один банк, а несколько – «синдикат» — или несколько десятков – «консорциум».

В зависимости от срока и суммы кредиты могут погашаться единовременным взносом, равными годовыми или полугодовыми взносами, а также могут применятся и иные схемы погашения кредита и начисления процентов.

По валюте займа кредиты бывают: в валюте страны-должника, в валюте страны-кредитора, в валюте третьей страны и в международной счетной денежной единице (СДР и ЭКЮ).

По обеспеченности различают кредиты обеспеченные (товарными документами, векселями, ценными бумагами, недвижимостью и др.); бланковые, т.е. под обязательства должника (соло – вексель с одной подписью).

Современные тенденции развития международного кредита и организации кредиторов.

Необходимость и постоянное расширение международного кредита характеризуется действием целого ряда факторов.

Во-первых, роль кредита в международной торговле возросла в ходе научно-технической революции, одним из следствий которой явилось увеличение предложения на мировом рынке машин, станков, целых промышленных комплексов, т.е. товаров инвестиционного назначения, производство и закупка которых связаны с крупными капиталовложениями экспортеров и импортеров. Отсюда, во-вторых, кредит превращается в один из важнейших факторов, от которых зависит конкурентоспособность на рынке инвестиционных товаров. Предоставление кредита, маневрирование его условиями нередко ведут к вытеснению конкурентов и заключению контракта.

Широкое использование кредита для форсирования экспорта привело в начале 70-х гг. к развязыванию так называемой «кредитной войны», в ходе которой существенные преимущества на мировом рынке получили фирмы промышленно развитых стран с налаженной системой государственного стимулирования экспорта, а следовательно, привлекать покупателя не только ценой и качеством товара, но и более льготными условиями кредита, прежде всего за счет удлинения сроков кредитования.

Одной из самых ярких и значительных черт в развитии международного кредита во второй половине ХХ в. является государственное стимулирование экспорта – от отдельных мероприятий кредитно-финансового характера до создания целостной национальной системы финансирования экспорта.

Государственное стимулирование национального экспорта, учитывая специфику операций по кредитованию экспорта, учитывая специфику операций по кредитованию экспорта (высокий риск, недостаточность собственных средств экспортеров и их банков, снижение ликвидности коммерческих банков при проведении особо крупных операций), с самого начала стало осуществляться в двух основных формах:

· в форме прямой финансовой поддержки экспорта, выражающейся в непосредственном предоставлении или фондировании экспортных кредитов за счет средств государственного бюджета или специальных бюджетных фондов, либо предоставлении за счет этих же средств субсидий коммерческим банкам-кредиторам для снижения ставок по экспортным кредитам до уровня более низкого, чем уровень ставок на национальном денежном рынке;

· в форме предоставления экспортерам и банкам-кредиторам гарантий по экспортным кредитам, т.е. страхования этих кредитов государством от риска непогашения.

Национальные системы финансирования экспорта промышленно развитых стран Запада сформировались в их современном виде к 70 – 80-м гг. Тогда же началось международное регулирование условий предоставления данных услуг с целью ликвидации дорогостоящей конкуренции в области экспортных кредитов, предусмотренных еще в Реемском договоре о создании ЕЭС.

Межправительственное регулирование экспортного кредитования – вторая характерная черта в развитии современного международного кредита. Согласованные международные действия осуществляются ОЭСР в рамках «Соглашения об унификации условий экспортных кредитов, пользующихся государственной поддержкой».

Еще одной характерной для последних лет тенденцией в области международного кредита стал отход от целого ряда стран от кредитования экспорта в национальных валютах и переориентация на предоставление кредитов в валютах третьих стран, используя средства рынка евровалют (межбанковские операции с вкладами в иностранных валютах).

С начала 80-х гг. все большее внимание и кредиторов, и заемщиков стала привлекать возможность использования в качестве валюты международных кредитов европейской валютной единицы – экю, а с 1 января 1999г. – евро.

Наряду с международными и региональными банками вместе с МВФ важную роль в регулировании международных валютно-кредитных и финансовых отношений выполняют межправительственные организации, специально созданные, чтобы служить форумом для межправительственного обсуждения, соглашения и выработки рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Именно к таким международным, правительственным и неправительственным организациям относятся Парижский клуб и Лондонский клуб, имеющие особо важное значение для современных валютно-кредитных отношений РФ и прежде всего для урегулирования российской внешней задолженности различным группам зарубежных кредиторов.

Парижский клуб стран-кредиторов – межправительственный институт промышленно развитых стран, неформальная организация, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу. Главная цель Парижского клуба – пересмотр условий внешних займов стран-должников для избежания одностороннего моратория. Начало его деятельности относится к 1956г., когда в Париж на переговоры с Аргентиной по урегулированию ее долга были приглашены основные кредиторы. В настоящее время число участников составляет 18 промышленно развитых государств, к которым осенью 1997г. присоединилась Россия, которая наряду с крупным внешним государственным долгом члена клуба одновременно является одним из крупнейших кредиторов развивающихся стран.

На заседаниях Парижского клуба в присутствии представителей МВФ, МБРР, ЮНКТАД (Конференции ООН по торговле и развитию) обычно рассматривается не вся внешняя задолженность той или иной страны, а только часть долга, которая должна быть погашена в текущем году. Сначала 80-х гг., когда резко обострилась проблема внешней задолженности развивающихся стран, роль Парижского клуба в ее урегулировании возросла, а в 90-х гг. многие его заседания были связаны с решение проблем внешних долгов бывших стран СЭВ (в частности была урегулирована внешняя задолженность Польши и Венгрии) и бывших республик СССР.

Лондонский клуб объединяет более 400 западных коммерческих банков, предоставлявших кредит развивающимся и бывшим социалистическим странам, в том числе и СССР, без государственных гарантий.

На сегодняшний день наибольших успехов Лондонский клуб добился в работе с долгами Заира, Мексики, Боливии, Чили и Мозамбика.

С 1992г. в рамках Парижского и лондонского клубов проходят переговоры по урегулированию внешней задолженности России.

2. Проблемы регулирования внешнеэкономических отношений России.

Внешний долг России и проблемы его обслуживания.

В последние два года в ряду наиболее актуальных внешнеэкономических проблем России выделяется ее внешняя задолженность.

Под государственным внешним долгом понимают долг бывшего СССР и новый российский долг. Такая разбивка подразделяет задолженность, сложившуюся до и после января 1992г. В государственном внешнем долге можно выделить следующие основные категории: задолженность перед международными финансовыми организациями; еврооблигации, выпущенные Минфином России; долг перед Парижским клубом кредитов и прочая задолженность. Можно провести и более подробную детализацию (см. приложение).

Сравнительно недавно во внешнем долге правительства РФ присутствовал долг Лондонскому клубу кредиторов. Он был погашен выпуском еврооблигаций по соглашению в 2000г., и поэтому долг бывшего СССР уменьшился, но увеличился новый российский долг на сумму эмитированных для этих целей облигаций.

Наибольшую долю во внешнем долге РФ занимает государственный федеральный внешний долг. Его величина составляет 79%. В новом российском долге лидируют еврооблигации, а в долге бывшего СССР долг кредиторам – членам Парижского клуба. Несмотря на то, что последние 10 лет новый российский долг возрастал, а долг бывшего СССР сокращался, задолженность, оставшаяся в наследство от бывшего СССР, все еще превышает новый российский долг.

Для того, чтобы определить, как происходит обслуживание внешнего долга, необходимо анализировать уровень нагрузки не резервы Центрального банка РФ. В этом плане важна не только внешняя задолженность банка России (по данным платежного баланса на 1 апреля 2001г. она составила 2,7млрд. дол. США), но и объем выплат по внешнему долгу по отношению к резервам. Если максимально упростить схему выплат внешнего долга правительством, то она выглядит следующим образом: Минфин России собирает необходимый объем рублевых средств для выплаты внешнего долга и обменивает их в Банке России на валюту выплаты.

При этом Банк России должен обладать необходимым объемом резервов для этой операции. Следует отметить, что Банк России накопил после кризиса большой объем резервов. По состоянию на 1 апреля 2001г. золотовалютные резервы составили 29,7 млрд. дол. США, а на 1 апреля 1999г. – 12,2 млрд. дол. США, т.е. за рассматриваемый период произошел рост золотовалютных резервов более чем в 2,4 раза.

Внешний долг постоянно был для России тяжелым бременем. Это связано прежде всего с тем, что ей достался в наследство от бывшего СССР большой объем внешней задолженности, что отчасти стало причиной привлечения новых внешних кредитов, в том числе и для целей обслуживания долга бывшего СССР. Наибольшие сложности с обслуживанием внешнего долга у российского правительства возникли после экономического кризиса 1998г. В 1998г. по внешнему долгу РФ было выплачено только 9,1 млрд. дол. США из 14,6 млрд. дол. США.

Значительная часть внешнего долга страны подверглась реструктуризации. Когда говорят о еврооблигациях Минфина России, необходимо понимать, что существует только часть «классических еврооблигаций», поскольку большая их часть представляет собой форму реструктуризации задолженности по ГКО и Лондонскому клубу кредиторов. Тем не менее выпуск этих еврооблигаций, с одной стороны, позволил реструктурировать часть имеющейся задолженности, а с другой – ужесточил требования к обслуживанию, так как в случае возникновения просрочек по еврооблигациям в нашей стране могут быть применены достаточно жесткие санкции. По условиям переоформления задолженности Лондонскому клубу кредиторов предполагалось списание примерно 1/3 суммы задолженности. Таким образом, Минфином России были выпущены облигации со сроком погашения 10 и 30 лет.

Российские официальные лица неоднократно ставили вопрос о необходимости реструктуризации долга бывшего СССР, но кредиторы требовали соблюдения графика платежей. Одна из главных причин такого поведения кредиторов – макроэкономические показатели России; так по данным Госкомстата, темп прироста ВВП в 2000 г. составил 8,3%, а профицит государственного бюджета – 207,4 млрд. рублей.

Торговый баланс России складывался традиционно положительным. За 2000г. он составил 60,7 млрд. дол. США, а экспорт за тот же период составил 105,6 млрд. дол. США, т.е. весь долг федерального правительства по состоянию на 1 января 2001г. был больше годового торгового баланса только в 2,1, а экспорта – в 1,2 раза. Следовательно, отказ кредиторов реструктурировать задолженность бывшего СССР был вполне логичен. Однако, кроме сравнительно небольших платежей 2000г., в ближайшем будущем предстоят большие платежи по внешнему долгу с пиком платежей в 2003 году.

В течение 2000 г. было выплачено по внешнему долгу РФ 10,9 млрд. дол. США, в том числе – по федеральному внешнему долгу 8,1 млрд. дол. США (5,3 млрд. – основной долг и 2,8 млрд. – проценты). Из этих платежей большая доля пришлась на выплаты по новому российскому долгу.

По данным, опубликованным в течение первого квартала 2001г., было выплачено по федеральному государственному долгу 4 млрд. дол. США. В этот период резервы увеличились на 3,1 млрд. дол. США, т.е. в случае отсутствия необходимости в платежах по внешнему долгу они могли бы прирасти на 7,1 млрд. дол. США. По соотношению выплат лидируют выплаты Парижскому клубу кредиторов, которые составили 39% всех выплат. 16% составляют выплаты международным финансовым организациям, 12% — ценные бумаги в иностранной валюте, и 33% составляют прочие выплаты.

Таким образом, можно сказать следующее. Наибольший внешний долг России приходится на правительство РФ. Правительству России и Банку России предстоит сложная задача – с одной стороны, необходимо соблюдать график платежей (а изъятие больших объемов валютных средств с российского рынка усиливает нагрузку на курс рубля), с другой стороны – необходимо поддержание курс рубля.

Наличие весомого положительного товарного баланса является, несомненно, обнадеживающим фактором, но этот показатель говорит о гипотетической способности страны обслуживать внешний долг. В реальности экспорт осуществляется органами государственного управления, при этом перераспределение средств между этими секторами затрагивает рыночное равновесие рубль/доллар.

Задолженность зарубежных государств России и способы ее урегулирования.

Все реализуемые в России схемы реструктуризации внешнего долга заимствованы из мировой практики в ее применении, главным образом, к странам – чистым дебиторам, каковыми являются большинство развивающихся стран. Но ведь Россия не подходит под определение чистого дебитора, т.к. подобно крупным должникам из промышленно развитых стран (США, Германия, Швеция) в системе международного внешнего финансирования играет двоякую роль: и должника, и кредитора.

Задолженность зарубежных государств России оценивается в 108 млрд. дол. США. Должники России – это развивающиеся, бывшие социалистические страны и бывшие республики СССР, ставшие самостоятельными государствами. Большая часть международных требований России перешла к ней от СССР. Это, прежде всего, кредиты, предоставленные ряду стран Латинской Америки, Азии и Африки. В значительной части – это долг за возведение производственных объектов, военных сооружений и подготовку кадров в этих государствах. На долю этих долгов приходится на менее четверти зарубежных активов России. На долю 15 стран – наиболее крупных должников – приходится 81% совокупной внешней задолженности развивающихся стран России.

Однако многие экономисты сходятся во мнении, что вероятность возврата долгов этими странами весьма сомнительна. Проблема, несомненно, сложная. Однако если обратится к 15-летнему мировому опыту управления почти двухтриллионным долгом развивающихся стран, то среди многочисленных средств и форм возврата долгов полное «прощение» (списание) – самая крайняя мера. Примеры тому единичные. Лишь 18 лет спустя после начала кризиса внешней задолженности развивающихся стран (1982г.) был поставлен вопрос о списании внешней задолженности 40 самым бедным государствам мира. Среди 15 основных должников России абсолютно преобладают те государства, кому мировое сообщество абсолютно не собирается прощать долги. Почему же тогда Россия не видит возможности возврата этими странами долгов, тем более что все они являются членами МВФ, а это предполагает определенные формы воздействия на них средствами кредитной политики данной организации?

Специфика структуры внешних требований России по составу должников состоит в том, что большая часть задолженности других стран России приходится на наи­менее развитые страны, в частности, африканские. В конце 90-х гг. реальная стоимость долгов Африки оценивалась в 3-5 центов за доллар номинала. Однако с учетом современного внутриэкономического положе­ния России, а также ситуации с ее иностранной задол­женностью, вряд ли целесообразно соглашаться на спи­сание всех требований России к развивающимся стра­нам, тем более, что определенные возможности для урегулирования этих международных требований от­крывают хорошо отработанные за последние 10 лет схемы реструктуризации долгов.

В частности для России как кредитора представляют значительный интерес различные способы конвертации долгов развивающихся стран: обмен долгов па облига­ции; операции «долг-акции», обмен долгов на соответ­ствующие обязательства третьих стран; взаимозачет и др. Россия в ходе конвертации должна сделать акцент на операциях «долг-акции», т.е. капитализировать свои требования к развивающимся странам, инвестировав эти средства в реальные секторы экономики государств-дол­жников. Одномоментный выигрыш от такой операции зависит от уровня скидок при обмене «долг-акция», финансовых условий инвестирования, типа капитализи­руемой задолженности, валютного курса, используемо­го при конвертации долгов, и т.п.

Долгосрочный выигрыш от капитализации долгов — это получение прибыли, ее репатриация в страну-кредитор и дальнейшее реинвестирование.

Среди форм урегулирования внешней задолженно­сти развивающихся стран бывшему СССР — переус­тупка требований третьим странам или фирмам. В 90-е гг. предпринимался целый ряд попыток продать требования России по советским коммерческим кре­дитам западным фирмам. В частности, велись перего­воры о переуступке задолженности Мозамбика, Анголы и Сирии западным странам. Однако условия для России экономически были неприемлемы.

Сложность урегулирования международных требова­ний России в существенной мере связана с тем, что наи­большая часть кредитов, предоставленных СССР разви­вающимся странам, — кредиты на закупку вооружения.

Основная проблема здесь состоит в том, что боль­шинство дебиторов относятся к этой части своего инос­транного долга крайне негативно. К примеру, в 1992г. Эфиопия, Ангола и Ливия предприняли в рамках Орга­низации африканских государств попытку выработать общую позицию отказа от уплаты России долга быв­шему СССР по спецкредитам на военные поставки. Россия в этом случае заняла принципиально твердую позицию и была поддержана кредиторами из промышленно развитых стран.

Нуждается в пересмотре такая, ставшая в после­дние годы малоэффективной, форма погашения задол­женности развивающихся стран России, как товарные поставки в счет долгов. В связи с пересчетом поставок по клирингу, бартеру в счет кредитов, а также займов в замкнутых валютах на основе кросс-курсов или те­кущих базовых курсов основных СКВ, цены на им­портные товары в счет погашения долгов развиваю­щихся стран резко возросли. В результате эти товары часто поставляются по ценам, на 40-50% превышаю­щим среднемировые. Если принять еще во внимание тот факт, что, как правило, эти товары низкого каче­ства, не находящие сбыта на насыщенном в 90-х гг. товарами российском рынке, то становится очевидной полная неэффективность такой формы урегулирования внешней задолженности развивающихся стран России. Со второй половины 90-х гг. в отношении этих рос­сийских международных требований все чаще исполь­зуется система тендеров. Фирма-победитель тендера должна сама найти на местном рынке страны-долж­ника товар, которой можно реализовать в России.

Важной составной частью международных долговых требований, унаследованных Россией от СССР и до сих пор не урегулированных, является задолженность ей бывших союзных республик, ставших самостоятель­ными государствами после распада Советского Союза. Эти долги перешли в разряд иностранных и стали со­ставной частью задолженности государств, о которых идет речь. Хорошо известно, что в первые годы после распада СССР Россия по инерции продолжала оста­ваться рублевым донором стран СНГ. Однако уже в 1992г. она приняла меры по обособлению своего без­наличного оборота, а в 1993-м — наличного. Страны СНГ отказались от идеи единой рублевой зоны и ввели свои национальные валюты. С конца 1993г. совет­ские рубли были заменены российскими, а при взаим­ных расчетах России со странами ближнего зарубе­жья стали использоваться доллары США.

Именно в 1994г. появляется и быстро увеличива­ется новая задолженность стран СНГ друг другу и Рос­сии. По состоянию на март 1999г. задолженность стран СНГ России составила 7,2 млрд. дол. Украина в насто­ящее время должна России 3 млрд. дол. К сожалению, так же, как должники России из развивающихся стран, дебиторы из стран СНГ не считают свои долги России приоритетными и не спешат платить, хотя погашение задолженности России было условием вступления быв­ших союзных республик в МВФ и получения ими кре­дитов Фонда.

В отношении долгов стран СНГ Российской Федера­ции в настоящее время предпринимаются шаги по вы­работке различных вариантов их конвертации. Так, Украина частично погашает свою задолженность Рос­сии, не взимая арендную плату с пользования бухта­ми Севастополя.

В целом долги бывших союзных республик не следует относить к столь же сомнительным, как долги афри­канских стран. Вместе с тем по многим из этих долгов необходимо активно применить форму капитализации, учитывая, что для России было бы выгодно обменивать задолженность ей союзных республик на акции доста­точно прибыльных предприятий, что в будущем могло бы стать устойчивым источником средств для обслужи­вания собственной российской внешней задолженности.

Заключение

Регулирование международных кредитных отноше­ний в новых условиях хозяйствования проводилось до сих пор без достаточной координации со стороны госу­дарственных органов управления, хотя она затрагива­ла важные государственные интересы, и остается незавершенным решение проблемы установления четкой институциональной структуры управления внешними финансовыми активами.

При формировании механизмов регулирования го­сударственного внешнего долга необходимо использо­вать следующие составляющие:

  • анализ состояния мирового рынка капитала, дей­ствующих процентных ставок и валютных курсов, оценка кредитных рисков, просчет моделей развития ситуации при различной структуре кредитного портфеля страны;
  • планирование и утверждение ежегодных средне- и долгосрочных показателей состояния внешнего долга, выделение целей и текущих задач управления долгом, определение основных характеристик «кредитного порт­феля»: сроки погашения, стоимость, валюта займов;
  • обоснование необходимости привлечения внешних заемных средств;
  • политика активного управления внешним долгом и финансовыми активами путем воздействия на струк­туру портфеля внешнего долга и финансовых активов и экономически обоснованный выбор рыночных и не­рыночных инструментов привлечения и реструктуризации внешних долговых обязательств, а также офор­мление обязательств третьих стран по отношению к России. Целесообразно использовать многолетний опытШвеции, Дании, по работе с «эталонным», или «тене­вым» долговым портфелем;
  • анализ проведенных операций по привлечению, порядку использования, погашению внешних долго­вых обязательств и заключение о их качестве, а также выводы и предложения по перспективам развития си­туации на конкретных участках.

В этих условиях весьма целесообразна целостная система, межведомственная координация регулирова­ния международных кредитных отношений. В связи с этим целесообразно использование опыта уже упомя­нутых стран, а также США.

Проблема утверждения стратегии регулирования международных кредитных отношений России весьма насущна, и решение ее является безотлагательным, требует комплексного подхода, учета всего лучшего из мировой практики и разработки новых, учитываю­щих накопленный опыт, форм и методов.

Библиографический перечень

1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное об­ращение. Кредит. М.: Юнити, 2000.

2. Власов А.В. Внешнеэкономические отношения Рос­сии: Внешний долг. Деньги и кредит. 2001, № 10.

3. Долгов СЛ.. Бартенев С.А. Финансы. Деньги. Кре­дит. М.: Юристъ, 2000.

4. Жуков Е.Ф., Максимова и др. Деньги. Кредит. Бан­ки. М,: Юнити, 2001.

5. Звонова Е.А, О внешней задолженности России. Деньги и кредит. 2000, № 8.

6. Российская газета. 2001, 11 августа.

7. Трофимов Г. Внешний долг и денежно-кредитная политика. Вопросы экономики. 2000, № 5.

Приложение

Внешний долг правительства РФ[1]

[1] В таблице долг РФ приведен справочно. Новый российс­кий долг отличается от аналогичного, приведенного в материа­лах Платежного баланса, на сумму задолженности местных ор­ганов власти и других секторов экономики, не входящих в орга­ны государственного управления. Рассчитано по: Вестник Бан­ка России. 2001. № 51-52. С. 40.

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, vuzlit.ru, referatbank.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector