Рассрочка налоговых платежей юридических лиц 2019 год

При наличии у вас уважительных причин, препятствующих полной и своевременной уплате налогов, вы имеете право обратиться в налоговый орган в целях изменения установленного срока уплаты налогов на более поздний. В том числе можно просить о переносе срока, указанного в направленном вам по результатам налоговой проверки требовании об уплате налога, пеней, штрафа. Перечень таких причин установлен налоговым законодательством (п. 1 ст. 61 НК РФ).

Формы изменения срока уплаты налогов

Изменение срока уплаты налога физическими лицами возможно в форме отсрочки или рассрочки. Отсрочка по уплате налога — это установление более позднего срока уплаты всей суммы задолженности, при наступлении которого вам придется единовременно и полностью погасить как сумму задолженности, так и начисленную за период отсрочки сумму пеней.

Рассрочка предполагает, что погашение задолженности и пеней будет производиться вами поэтапно в течение определенного периода (п. 3 ст. 61, п. 1 ст. 64 НК РФ).

Порядок получения отсрочки или рассрочки по уплате налога

Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена в отношении уплаты одного или нескольких налогов из числа уплачиваемых физическими лицами (п. 3 ст. 64 НК РФ):

  • налога на доходы физических лиц;
  • налога на имущество физических лиц;
  • транспортного налога;
  • земельного налога.

Вы можете претендовать на получение отсрочки (рассрочки) на срок, не превышающий один год (п. 1 ст. 64 НК РФ).

Для получения отсрочки (рассрочки) по уплате налога рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Убедитесь в отсутствии обстоятельств, исключающих возможность получения отсрочки или рассрочки по уплате налога

В частности, срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении вас (п. 1 ст. 62 НК РФ):

  • возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
  • проводится производство по делу о налоговом или административном правонарушении в области налогов и сборов;
  • у налоговых органов имеются достаточные основания полагать, что вы можете воспользоваться изменением срока уплаты налога для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо имеются основания предполагать, что вы собираетесь выехать за пределы РФ на постоянное жительство;
  • в течение трех лет, предшествующих дню подачи вами заявления об изменении срока уплаты налога, налоговым органом было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога.

Шаг 2. Определите, имеете ли вы право на предоставление отсрочки (рассрочки)

Вы можете рассчитывать на получение отсрочки/рассрочки в следующих случаях (пп. 1, 3, 4, 7 п. 2, п. 5.1 ст. 64 НК РФ):

  • вам причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • имеется угроза возникновения у вас признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты налога;
  • ваше имущественное положение (без учета имущества, на которое не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
  • единовременная уплата сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате по результатам налоговой проверки, до истечения срока исполнения соответствующего требования невозможна ввиду наличия определенных условий (далее — невозможность единовременной уплаты налога по требованию).

В последнем из перечисленных случаев изменение срока уплаты налога возможно только в форме рассрочки (п. 3 ст. 61 НК РФ).

Если отсрочка (рассрочка) по уплате налога предоставлена по указанным выше основаниям, кроме первого, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования, действовавшей за период отсрочки/рассрочки. Если отсрочка (рассрочка) предоставлена по первому основанию, на сумму задолженности проценты не начисляются ( п. 4 ст. 64 НК РФ).

Шаг 3. Подготовьте необходимые документы

К числу обязательных документов относятся (п. 5 ст. 64 НК РФ; п. 3 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-8/683@):

  • заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки.

В заявлении укажите Ф.И.О., ИНН (если имеется), адрес места жительства, а также вид и сумму налога, желательный период рассрочки и основания для ее получения;

  • справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц (из предшествующих подаче заявления шести месяцев) и об остатках денежных средств на всех ваших счетах в банках;
  • обязательство о соблюдении вами условий, на которых будет предоставлена отсрочка или рассрочка, а также предполагаемый график погашения задолженности.

Кроме этого, в зависимости от оснований для получения отсрочки (рассрочки) к заявлению потребуется приложить, в частности, следующие дополнительные документы (п. 5.1 ст. 64 НК РФ):

  • заключение о факте наступления обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для вашего обращения за отсрочкой или рассрочкой по уплате налога, а также акт оценки причиненного вам ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органами исполнительной власти или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • сведения о движимом и недвижимом имуществе, принадлежащем вам на праве собственности (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание), — если основанием для обращения за отсрочкой или рассрочкой является не позволяющее своевременно и полностью уплатить налог ваше имущественное положение.

В ряде случаев налоговые органы в целях обеспечения возврата задолженности могут потребовать предоставления налогоплательщиком банковской гарантии, поручительства либо оформления залога имущества. Для получения рассрочки в связи с невозможностью единовременной уплаты налога по требованию предоставление банковской гарантии является обязательным (п. 5.3 ст. 64 НК РФ; п. п. 12, 19 Порядка).

Законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов (п. 12 ст. 64 НК РФ).

Шаг 4. Представьте документы в налоговый орган по месту жительства и дождитесь соответствующего решения

Полномочия по принятию решения о предоставлении налоговой отсрочки или рассрочки возложены на налоговые органы. В отношении НДФЛ, региональных и местных налогов такое решение принимает управление ФНС России вашего региона, которое в свою очередь вправе передать данное полномочие налоговой инспекции по месту вашего жительства (пп. 2, 6 п. 1 ст. 63 НК РФ; п. 17 Порядка).

Вы можете представить документы в налоговый орган как лично, так и через представителя. Его полномочия должны подтверждаться выданной вами доверенностью (п. 1 ст. 26, п. 3 ст. 29 НК РФ).

Заявление будет рассмотрено налоговым органом в течение 30 рабочих дней (п. 6 ст. 64 НК РФ; п. 15 Порядка).

Если инспекция откажет в предоставлении отсрочки или рассрочки, то вы можете обжаловать такое решение в вышестоящий налоговый орган или суд (п. 9 ст. 64 НК РФ).

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Рассрочка по налогам для юридических лиц как получить

Как юридическому лицу оформить отсрочку по налогу?

Законодательство России позволяет российским организациям пользоваться в ряде случаев весьма значимой привилегией — отсрочкой по уплате налога. Какие есть основания для получения данной отсрочки? Каким образом она оформляется юрлицом?

Что представляет собой отсрочка по налогу?

Получить отсрочку по налогам юридическому лицу можно, следуя правовым нормам, которые закреплены в статье 64 Налогового Кодекса России, а также нормах налогового законодательства, корреспондирующих с ее положениями.

В статье 64 приводится, прежде всего, определение отсрочки по налогам. Соответствующая отсрочка — это разрешенный перенос срока перечисления налога в бюджет при наличии тех или иных оснований. Максимальная длительность отсрочки в общем случае — 1 год.

Вместе с тем, в исключительных случаях возможно продление отсрочки по платежу в бюджет до 5 лет. Решение об этом вправе принимать только Министр Финансов РФ. При этом, Правительство России может отсрочить уплату хозяйствующим субъектом налога на 3 года.

Отсрочка может предполагать единовременное погашение задолженности или же постепенную уплату долга. Во втором случае речь пойдет уже о рассрочке — но правовые основания для нее установлены те же, что и для отсрочки.

В предусмотренных законом случаях хозяйствующий субъект, получивший отсрочку по налогу, уплачивает наряду с долгом перед бюджетом дополнительные проценты.

Получить привилегию, связанную с переносом срока перечисления платежей в бюджет, юрлицо может по любым налогам — на доход, НДС, ЕНВД и т. д. Однако, для пользования данной привилегией у фирмы должны быть основания. Изучим их.

Основания для отсрочки налога

Юрлицо вправе претендовать на перенос срока платежа по налогу, если оно объективно не имеет возможности перечислить соответствующий платеж в бюджет вовремя. Уважительными причинами тому с точки зрения законодателя могут быть:

  • причинение юрлицу ущерба вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
  • неполучение организацией бюджетных средств, за счет которых предполагается уплата налога (если хозяйствующий субъект участвует в правоотношениях, предусматривающих получение бюджетных средств);
  • угроза банкротства юрлица, которая может возникнуть вследствие уплаты им налога;
  • выпуск фирмой товаров или оказание услуг по сезонному принципу;
  • участие предприятия в правоотношениях, дающих право на отсрочку налога при перевозе товаров через границу Таможенного Союза.

Следует отметить, что налоговые агенты — лица, которые обязаны перечислять платежи в бюджет за других налогоплательщиков, не имеют права на получение отсрочки по соответствующим платежам. Отсрочку юрлицо может получить только по собственным налогам (или налогам филиалов либо представительств — которые не являются обособленными хозяйствующими субъектами).

Дочерние фирмы уплачивают налоги, а также решают вопросы по их отсрочкам самостоятельно — поскольку, в свою очередь, являются независимыми хозяйствующими субъектами. При этом, факт наличия оснований для отсрочки у головной фирмы не всегда сопровождается наличием аналогичных оснований у дочерних организаций.

Рассмотрим теперь то, как оформляется рассрочка юрлицом, имеющим основания для ее получения.

Как оформить рассрочку?

Для получения рассрочки уполномоченному представителю юрлица необходимо обратиться в территориальное представительство Налоговой инспекции (ФНС) и передать туда пакет документов в установленном перечне. В него должны входить:

  1. Заявление по установленной форме — утвержденной Приказом ФНС РФ № ММВ-7-8/683, изданным 16.12.2016 года.
  2. Справки из кредитно-финансовых организаций, отражающие выручку фирмы за 6 месяцев, предшествующих дате подачи документов на отсрочку.
  3. Справки из кредитно-финансовых организаций, отражающие наличие у фирмы денежных средств на расчетных и иных банковских счетах.
  4. Документы, включающие перечень хозяйствующих субъектов, которые являются дебиторами организации, оформляющей отсрочку, а также сведения о задолженностях соответствующих дебиторов.
  5. Документ, отражающий обязательство фирмы соблюдать условия погашения задолженности в рамках отсрочки или рассрочки.
  6. Документы, отражающие основания для переноса срока перечисления налога в бюджет.
Это интересно:  Отсрочка платежа по решению суда образец 2019 год

Такими документами могут быть, в частности:

  • заключение, удостоверяющие факт наступления обстоятельств непреодолимой силы в деятельности организации;
  • акт оценки ущерба фирмы вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы.
  1. В случае участия организации в правоотношениях, предполагающих получение бюджетных ассигнований — документы от компетентного распорядителя бюджетных средств, которые будут отражать суммы, что подлежат перечислению налогоплательщику в рамках соответствующих правоотношений.
  2. Документы о наличии у юрлица в собственности движимого или недвижимого имущества, на которое в соответствии с законодательством может быть наложено взыскание.
  3. Документы, удостоверяющие получение фирмой основной выручки от продажи товаров и оказания услуг преимущественно сезонного характера. При этом, соответствующие виды экономической деятельности должны быть включены в перечни, закрепленные законодательно.

При необходимости, и в случаях, предусмотренных законодательством в ФНС также предоставляется поручительство или же банковская гарантия на обязательства юридического лица.

В любом случае при обращении в ФНС по вопросам отсрочки следует уточнять то, какие конкретно документы должны подаваться. Это облегчит взаимопонимание между ведомством и налогоплательщиком и, возможно, повысит вероятность принятия налоговиками положительного решения в отношении отсрочки уплаты юрлицом исчисленных налогов.

Заявление, а также документы, дополняющие его, необязательно подавать заявление в представительство ФНС, в котором зарегистрирована фирма. Достаточно подать документ в любую территориальную структуру Налоговой инспекции. В установленном законом порядке разные представительства ФНС могут обмениваться сведениями о налогоплательщиках, запрашивающих отсрочки по налогам.

ФНС, получив от юрлица указанные документы, принимает решение о предоставлении фирме отсрочки в уплате налогов. Изучим то, в каком порядке принимается данное решение.

Принятие решения об отсрочке налогов: нюансы

Рассматриваемое решение должно быть принято ФНС в течение 30 дней после получения комплекта указанных выше документов. При этом, юрлицо может направить налоговикам ходатайство о предоставлении отсрочки по налогу на период принятия соответствующего решения.

Решение ФНС должно отражать:

  • величину задолженности хозяйствующего субъекта перед бюджетом;
  • наименование налога — одного или нескольких, по которым предоставляется рассрочка;
  • сведения о процентах — уплачиваемых вместе с налогом в предусмотренных законом случаях;
  • сведения об имуществе, используемом в качестве предмета залога, о поручительствах и финансовых гарантиях.

В случае, если ФНС принимает решение отказать налогоплательщику в реализации его права на отсрочку платежа — соответствующее решение должно быть мотивировано. В любом случае фирма вправе оспорить его в установленном порядке.

Копия рассматриваемого решения направляется юрлицу в течение 3 дней. При необходимости копия документа также направляется в территориальное подразделение ФНС, в котором фирма стоит на учете (если представительство ФНС, в которое подаются документы, располагается в другом месте).

Можно отметить, что на уровне региональных и муниципальных правовых актов могут устанавливаться иные основания для предоставления хозяйствующим субъектам отсрочек по тем или иным налогам — но только относящимся к региональным или местным. По федеральным налогам правила предоставления отсрочек устанавливаются только в НК РФ и иных нормативных актах федерального уровня.

В случае, если отсрочка запрошена по региональному или муниципальному налогу, то территориальные представительства ФНС, принимая решения об отсрочках таким налогам, согласуют свои действия с региональными или муниципальными властями. В свою очередь, при рассмотрении отсрочек по федеральным налогам специалисты ФНС не совещаются с кем-либо: принятие решений по соответствующим платежам находится только в компетенции ФНС.

Как фирме получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов

По всем налогам, пени, штрафам, которые фирма уплачивает по общей системе налогообложения и по специальным налоговым режимам, в т.ч. упрощенке и вмененке. Рассрочку или отсрочку нельзя оформить на те налоги, которые вы перечисляете в качестве налогового агента. Например, на уплату НДФЛ в бюджет с зарплат своих сотрудников. Также не изменяется срок уплаты налога на прибыль для тех организаций, которые уплачивают его по консолидированной группе налогоплательщиков.

Чем регулируется предоставление налоговых рассрочек?

Когда можно просить налоговую рассрочку или отсрочку?

Главное основание для предоставления рассрочки / отсрочки — это ваше финансовое положение, из-за которого вы не можете заплатить налог вовремя, но сможете изыскать средства на погашение долга по налогу в течение срока действия рассрочки / отсрочки. Однако поводом для предоставления рассрочки будет не любая финансовая трудность, а только в определенных случаях:

  • вам причинен ущерб в результате обстоятельств непреодолимой силы, в т.ч. стихийного бедствия, технологической катастрофы;
  • вы своевременно оказали услуги, выполнили работы, поставили товары для государственных или муниципальных нужд, но вам не перечислили или перечислили с задержкой оплату по контракту в объеме, достаточном для уплаты налога;
  • если вы уплатите налог единовременно, у вас возникнут признаки несостоятельности (банкротства). В этом случае наличие основания для отсрочки / рассрочки определяется после анализа финансового состояния по методике из приказа Минэкономразвития №175 от 18.04.2011;
  • если вы физическое лицо, и ваше имущественное положение не позволяет единовременно уплатить налог (имущество, на которое по закону не может быть обращено взыскание при этом не учитывается);
  • если ваше производство или продажа товаров, работ, услуг носят сезонный характер.

Дополнительные основания для предоставления отсрочек или рассрочек по региональным и местным налогам могут установить субъекты РФ или соответствующие муниципальные образования.

Когда в предоставлении рассрочки или отсрочки по уплате налога могут отказать?

  1. Если в отношении того, кто запрашивает рассрочку, возбуждено уголовное дело по поводу нарушения законов о налогах и сборах.
  2. Если в отношении налогоплательщика ведется производство по делу об административном или налоговом правонарушении в связи с уплатой налогов, сборов, таможенных платежей.
  3. Если есть достаточные основания полагать, что вы воспользуетесь переносом срока уплаты налога для сокрытия имущества или выедете на ПМЖ за пределы РФ.
  4. Если ранее вы уже обращались за налоговой отсрочкой, рассрочкой или инвестиционным налоговым кредитом, но нарушили их условия, в связи с чем в течение последних 3 лет налоговой службой было принято решение о прекращении действия вашей рассрочки / отсрочки / инвестиционного налогового кредита.

Куда обращаться за предоставлением налоговой рассрочки?

По федеральным налогам (НДС, НДФЛ для ИП за себя, акцизы, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, водному налогу, сборам за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов) вопросы рассрочек и отсрочек решает Федеральная налоговая служба. Пакет документов в ФНС передается через Управление ФНС по вашему субъекту федерации.

По региональным налогам (налог на имущество, игорный бизнес, транспортный налог) и по местным налогам (земельный налог, налог на имущество физлиц, торговый сбор) нужно обращаться в Управление ФНС по вашему месту нахождения.

Физическим лицам без статуса ИП для оформления рассрочки по налогу надо обращаться в налоговую инспекцию по месту жительства. Вопрос об отсрочке или рассрочке уплаты госпошлины рассматривает тот госорган, куда вы обрщаетесь за соответствующим действием (например, суд). По отсрочке на уплату таможенных платежей нужно обращаться в Федеральную таможенную службу.

Какой пакет документов нужен для налоговой рассрочки?

  1. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки (рекомендованная форма).
  2. Справки налоговой инспекции по месту учета: — о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам;

— о перечне всех открытых банковских счетов;

Справки из банков: — о ежемесячных оборотах по счетам за последние 6 месяцев; — о наличии / отсутствии расчетных документов в картотеке;

— об остатках денежных средств по всем счетам.

  • Перечень контрагентов — дебиторов с указанием цен договоров / размеров обязательств и сроков исполнения + копии соответствующих договоров.
  • Письменное обязательство о соблюдении условий рассрочки или отсрочки (рекомендованная форма) + предполагаемый график погашения задолженности .
  • В зависимости от основания, по которому запрашиваете рассрочку / отсрочку: — заключение о факте наступления обстоятельств непреодолимой силы + акт оценки причиненного ущерба от уполномоченного органа государственной власти, местного самоуправления, организации в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций; — документ государственного, муниципального заказчика с данными о сумме не перечисленных или несвоевременно перечисленных денежных средсв по государственному / муниципальному контракту; — сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (кроме имущества, на которое по закону не может быть обращено взыскание);

    — справка о том, что в общем доходе от реализации товаров, работ, услуг доля дохода от сезонной деятельности составляет не менее 50% (составляет сам налогоплательщик с учетом перечня из постановления Правительства РФ №382 от 06.04.1999).

  • По требованию налоговой — документы на имущество, которое может быть предметом залога, поручительство, банковская гарантия.
  • По вашему желанию — ходатайство о временном приостановлении уплаты суммы задолженности на время принятия решения о предоставлении рассрочки / отсрочки.
  • На каких условиях предоставляется налоговая рассрочка или отсрочка?

    • отсрочка означает уплату долга по налогу по окончании срока ее действия, рассрочка — постепенную уплату налогов по графику;
    • сумма налоговой рассрочки или отсрочки не должна превышать стоимость чистых активов организации или стоимость имущества физического лица;
    • налоговые рассрочки и отсрочки даются на срок до 1 года, а по уплате федеральных налогов в той части, которая зачисляется в федеральный бюджет, рассрочку могут дать и на срок до 3 лет;
    • на сумму задолженности начисляются проценты по 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ (если рассрочка дана в связи угрозой банкротства, недостаточностью имущества, сезонным характером производства). Если рассрочка дана по обстоятельствам непреодолимой силы или задержке оплаты по госконтракту, проценты на задолженность по налогу не начисляются;
    • в общую сумму задолженности по рассрочке / отсрочке включаются пени за период после установленного для уплаты налога срока по день вступления в силу решения о рассрочке / отсрочке. Поэтому по возможности стоит запрашивать рассрочку заранее, пока не подошел срок уплаты налога;
    • иногда налоговый орган может потребовать, чтобы исполнение вашей отсрочки или рассрочки было обеспечено залогом имущества, поручительством или банковской гарантией;
    • при наличии желания и финансовой возможности вы можете досрочно погасить весь размер налоговой задолженности с причитающимися процентами.

    Как быстро решается вопрос о налоговой рассрочке?

    В течение 30 дней после подачи пакета документов в уполномоченный орган. И еще в течение 3 дней с даты принятия решения о рассрочке решение направляется вам и в налоговую инспекцию по месту учета. Обратите внимание, что для вступления в силу решения о рассрочке / отсрочке под залог имущества необходимо будет заключить договор о залоге имущества. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки вы можете обжаловать в суде.

    Может ли налоговая передумать и отменить рассрочку?

    Нет. Если вы соблюдаете условия предоставленной рассрочки / отсрочки, налоговая служба не может по своей воле досрочно прекратить ее действие.

    В тему: Налоговая заблокировала единственный счет, а у банка отозвали лицензию, что делать? Что делать фирме, если банк лишили лицензии?

    Статья с сайта «Вести права» — правовые решения и советы юриста. Кот-юрист в Телеграме и ТамТаме

    Отсрочка или рассрочка по уплате налога юрлицами

    Рассмотрим предоставление изменения срока уплаты налогов и сборов более конкретно.

    Условия при которых предоставляется отсрочка или рассрочка по уплате налога
    Сумма, на которую предоставляются отсрочка или рассрочка по уплате налога

    При понесенном материальном ущербе от форс-мажорных обстоятельств, а также при угрозе банкротства юридическое лицо получает отсрочку на сумму не более стоимости ее чистых активов. Физическое лицо – на сумму не выше стоимости его имущества (кроме того имущества, на которое по закону взыскание не может быть обращено).

    Это интересно:  Расчеты с рассрочкой платежей представляют собой 2019 год

    При этом в некоторых случаях на сумму отсрочки начисляются проценты, равные ½ существующей на период отсрочки ставки рефинансирования ЦБ РФ. Это касается ситуаций угрозы банкротства, сезонной деятельности и тяжелого имущественного положения физического лица.

    Проценты не начисляются, если понесен ущерб от стихийных бедствий и прочих экстремальных ситуаций, а также при неполучении или несвоевременном получении ассигнований из бюджета.

    Документы для получения разрешения на отсрочку или рассрочку:

    • заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов и сборов, содержащее обязательство уплаты процентов (если они будут начисляться);
    • справка из налогового органа, в котором обслуживается заявитель, о состоянии его расчетов по налогам, сборам, штрафам и пеням;
    • справка из налоговой инспекции обо всех имеющихся банковских счетах заявителя;
    • справки из банков об остатках на счетах денежных средств;
    • справки из банков о ежемесячных денежных оборотах за последние полгода;
    • список партнеров-дебиторов с указанием стоимости заключенных с ними договоров, сроков их исполнения, а также копии этих договоров;
    • обязательство заявителя по выполнению условий отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый график выплат.
    Документы, подтверждающие наличие основания для отсрочки или рассрочки

    Их также надо приложить к основному комплекту.

    Это следующие документы:

    • заключение о форс-мажорных обстоятельствах;
    • акт оценки причиненного ущерба;
    • справка из финансового органа или распорядителя бюджетных средств о сумме неполученных ассигнований;
    • справка получателя бюджетных средств о неполучении или несвоевременном получении суммы;
    • в случае угрозы банкротства уполномоченный орган по контролю сбора налогов проводит анализ финансового состояния заявителя и выносит свое заключение, которое также прикладывается к пакету документов;
    • если за отсрочкой обратилось физическое лицо, предоставляется справка о движимом и недвижимом имуществе (кроме того, на которое не обращается взыскание);
    • юридические лица, деятельность которых носит сезонный характер, также должны приложить соответствующий документ;
    • налоговая инспекция иногда требует банковскую гарантию или справку об имуществе, которое может служить предметом залога.

    Пакет документов подается в уполномоченный орган. Решение о согласии или отказе принимается в течение 30 дней.

    Компания «Консалтинг Премиум» предлагает юридическим и физическим лицам квалифицированную помощь в сборе документов для получения отсрочки или рассрочки уплаты налогов и сборов.

    Мы предлагаем:

    • формирование полного пакета документов;
    • направление их в уполномоченный орган;
    • получение положительного решения.

    заказать услугу

    Как получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов и взносов

    На отсрочку или рассрочку по уплате налогов или страховых взносов можно претендовать в четырех случаях п. п. 2, 13 ст. 64 НК РФ.

    Организации причинен ущерб стихийным бедствием, технологической катастрофой, другими чрезвычайными обстоятельствами.

    Задержано бюджетное финансирование или оплата выполненного госзаказа.

    Из-за единовременной уплаты налога или взносов у организации могут появиться признаки банкротства.

    Сезонная деятельность организации указана в перечне Правительства.

    Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки подают в региональное УФНС, а копию направляют в свою инспекцию. К заявлению прилагают п. 5 ст. 64 НК РФ, п. п. 2, 16 Порядка изменения срока уплаты налогов и взносов:

    справки банков о ежемесячных оборотах по счетам организации за каждый из предыдущих шести месяцев, об остатках на всех счетах и о наличии картотеки неоплаченных документов;

    перечень должников организации. По каждому должнику надо указать цены и сроки исполнения договоров, приложив копии договоров и первичных документов по ним;

    предполагаемый график погашения задолженности по налогам или взносам;

    обязательство о соблюдении условий отсрочки или рассрочки.

    Также надо подтвердить документами право на обращение за отсрочкой. Так, обращаясь за отсрочкой из-за сезонной деятельности, приложите справку, что доходы от нее не меньше 50% вашей выручки п. 5.1 ст. 64 НК РФ.

    Даже если вы сдали все необходимые документы, в предоставлении отсрочки вам могут, а в случаях, перечисленных в ст. 62 НК РФ, обязаны отказать. Причины будут изложены в решении об отказе. Его можно обжаловать.

    Рассрочка по уплате налогов. Особенности правового регулирования

    Прежде, чем разобраться в нынешней ситуации, связанной с предоставлением отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов, следует обратить внимание на источники правового регулирования по данному вопросу. Законодательством Российской Федерации предусмотрены механизмы, позволяющие предоставить отсрочку или рассрочку по уплате налога. В частности, право на предоставление отсрочки или рассрочки закреплено статьями 21, 61 и 64 Налогового кодекса Российской Федерации .

    Рассрочка (отсрочка) по уплате налогов может быть весьма актуальна в случаях, когда отсутствует реальная возможность должным образом исполнить обязательства по уплате налогов в срок. Причины невозможности исполнения обязательств для целей рассрочки (отсрочки) могут быть разными.

    Налоговый кодекс РФ устанавливает закрытый перечень оснований для предоставления рассрочки по уплате налогов, к которым относятся:

    1. форс-мажорные обстоятельства;
    2. недофинансирование из бюджета, в том в счет оплаты за оказанные услуги (работы, товары) для государственных, муниципальных нужд;
    3. угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства);
    4. недостаточность имущества для уплаты налога;
    5. деятельность носит сезонный характер;
    6. при наличии одного из вышеуказанных оснований для предоставления рассрочки (отсрочки) по уплате таможенных пошлин.

    Перечень установленных оснований для предоставления рассрочки (отсрочки) не претерпел каких-либо серьезных изменений за последние 17 лет. В СССР налоговая система предусматривала возможность применения отсрочки (рассрочки), однако отсутствовал конкретный закрытый перечень таких оснований, при которых право на отсрочку (рассрочку) могло быть применимо.

    Анализ положений Налогового кодекса Российской Федерации показывает, что предоставление отсрочки (рассрочки) возможно только при наличии вышеуказанных оснований для ее предоставления, а также при одновременном условии, что в течение срока отсрочки (рассрочки) возникнет возможность уплаты таких налогов.

    Иными словами, если анализ финансового состояния налогоплательщика не позволяет сделать вывод об улучшении его финансового состояния в будущем, которое позволит уплатить налог в период рассрочки (отсрочки), то рассрочка (отсрочка) не может быть предоставлена. Данный подход вполне закономерен, поскольку предоставление отсрочки (рассрочки) неплатежеспособному лицу не отвечает принципу экономической сбалансированности. Предоставление отсрочки (рассрочки) при таких обстоятельствах не будет иметь правового смысла, поскольку обязательства не могут быть исполнены как на момент ее предоставления, так и после истечения срока отсрочки (рассрочки).

    Налоговый кодекс устанавливает требования для предоставления отсрочки по оплате налога

    • отсрочка (рассрочка) по уплате федеральных налогов может быть предоставлена на срок от 1 года до 3 лет;
    • отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена по одному или нескольким налогам;
    • на сумму отсрочки (рассрочки) начисляются проценты в размере ½ от ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ (за исключением случаев форс-мажора или недофинансирования из бюджета);
    • сумма отсрочки (рассрочки) предоставляется организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, физическому лицу — на сумму, не превышающую стоимость его имущества (за исключением случаев недофинансирования из бюджета);
    • при оценке особенностей и оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) не учитывается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством РФ;
    • правила о рассрочке (отсрочке) не распространяются на налоговых агентов.
    • отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена на всю сумму, подлежащую уплате в качестве налога, или на ее часть;
    • в отношении налога на прибыль организаций, уплачиваемого по консолидированной группе налогоплательщиков, изменение срока уплаты налога не производится;
    • региональное законодательство может устанавливать дополнительные основания в предоставлении отсрочки (рассрочки).

    Налоговый кодекс Российской Федерации относит предоставление отсрочки (рассрочки) к мерам по изменению срока уплаты налога и сбора. Согласно п. 3 ст. 61 Налогового кодекса Российской Федерации изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита. При этом необходимо учитывать, что в силу п. 1 ст. 61 Налогового кодекса Российской Федерации под изменением срока уплаты налога и сбора понимается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

    В каких случаях предоставление отсрочки (рассрочки) по оплате налога невозможно?

    Статьей 62 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога и сбора. В частности, предоставление отсрочки (рассрочки) невозможно в следующих случаях:

    1. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
    2. проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;
    3. имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство;
    4. в течение трех лет, предшествующих дню подачи этим лицом заявления об изменении срока уплаты налога и (или) сбора, вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога и (или) сбора.

    Анализ судебной практики по вопросу рассрочки по оплате налогов

    Единая судебная практика по вопросам, связанным с обстоятельствами, исключающими возможность предоставления рассрочки (отсрочки), до настоящего времени не сложилась. Например, вызывает вполне обоснованный вопрос формулировка первого основания, указывающего на невозможность предоставления рассрочки (отсрочки) в случае возбуждения уголовного дела. Это обусловлено тем, что законодатель не раскрывает, в отношении какого лица должно быть возбуждено уголовное дело. Если речь идет о налогоплательщике, физическом лице, то такая формулировка является вполне уместной. Если же речь идет о юридическом лице, то применение положений статьи 62 Налогового кодекса Российской Федерации может вызывать затруднения.

    В силу статьи 19 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом. Таким образом, в российском законодательстве субъектами уголовных преступлений могут являться только физические лица. В связи с этим, возникает обоснованный вопрос: в отношении какого лица должно быть возбуждено уголовное дело, чтобы юридическое лицо утратило право на предоставление рассрочки (отсрочки) по уплате налога.

    Представляется, что к таким лицам можно отнести должностных лиц, осуществляющих административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции. Однако при таком толковании возможно злоупотребление со стороны организаций, поскольку увольнение такого лица не является серьезным препятствием практически для юридического лица.

    Формулировка, определенная пп. 2 п. 1 ст. 62 Налогового кодекса Российской Федерации , также дает повод для возникновения разногласий, поскольку не определено, что считать началом и окончанием производства, не установлена правовая судьба по уже принятым решениям о предоставлении отсрочки (рассрочки). Таким образом, вопрос о возможности предоставления отсрочки (рассрочки) лицу, не уплатившему штраф, назначенный в качестве наказания за налоговое правонарушение остается открытым.

    В случае, если налогоплательщиком установлено наличие оснований для получения отсрочки (рассрочки), а также отсутствие обстоятельств, исключающих предоставление отсрочки (рассрочки), то такое лицо может обратиться в соответствующий орган с заявлением о предоставлении такой отсрочки. К такому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие наличие оснований для получения отсрочки (рассрочки), подтверждающие финансовое состояние, а также обязательство о соблюдении условий рассрочки. Необходимость предоставления такого документа как обязательство о соблюдении условий предоставления отсрочки (рассрочки) является достаточно спорной, поскольку обязательства, связанные с уплатой налогов, возникают в силу положений Налогового кодекса Российской Федерации и изменяются на основании заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), решения государственного органа.

    Это интересно:  Как навязать страховку клиенту 2019 год

    В качестве документов, подтверждающих основания для предоставления рассрочки (отсрочки) могут быть предоставлены: заключение органа власти о факте стихийного бедствия и акт оценки ущерба, письмо заказчика или налогоплательщика с указанием обстоятельств о задолженности налогоплательщика по государственному (муниципальному) контракту, справку об осуществлении сезонных видов деятельности.

    По результатам анализа предоставленных документов уполномоченным органом принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается. Срок для принятия такого решения 30 дней со дня получения заявления налогоплательщика. В силу п. 9 ст. 65 Налогового кодекса Российской Федерации решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Приведенные нормы, анализ судебной практики показывают, что при наличии оснований, дающих право на предоставление отсрочки (рассрочки) налогоплательщик имеет реальную возможность получить отсрочку (рассрочку) в уплате налогов. Описанные механизмы являются применимыми и все чаще используются налогоплательщиками.

    Несмотря на это, реализация такого права как предоставление отсрочки (рассрочки) является достаточно непопулярной. Отсутствие спроса обусловлено рядом факторов, которые влияют на количество налогоплательщиков, обращающихся за предоставление отсрочки (рассрочки). Во-первых, причиной невостребованности может быть неосведомленность налогоплательщика о реальной возможности реализации такого права. Во-вторых, перечень оснований, по которым предоставляется отсрочка (рассрочка) достаточно мал, чтобы таким правом воспользовалось большое количество лиц. В-третьих, на сумму просрочки могут начисляться проценты в размере ½ ставки финансирования ЦБ РФ. В-четвертых, малое количество обращений за предоставление отсрочки (рассрочки) может быть обусловлено заведомым убеждением в отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки). В-пятых, значительное количество налогоплательщиков просто не хочет привлекать внимание к своей деятельности, раскрывать свое финансовое положение.

    Такое обстоятельство делает более заманчивым использование права на отсрочку (рассрочку) по уплате налогов. Однако официального законодательного закрепления вышеуказанная позиция пока не получила. Кроме того, нет и официальной позиции налоговых органов по данному вопросу. Возможно, в будущем данный вопрос будет устранен законодателем путем внесения соответствующий изменений в систему налогового права. Это позволит снизить негативные правовые последствия, возникающие в результате привлечения к ответственности налогоплательщика, который хотя и действует недобросовестно, однако не имеет при этом злого умысла. Такой подход обеспечит увеличение числа налогоплательщиков, желающих воспользоваться предоставлением права на отсрочку (рассрочку) в уплате налогов.

    Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.

    Предоставление отсрочки (рассрочки) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям

    Автор: · Опубликовано 07.12.2013 · Обновлено 17.01.2014

    Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, претендующим на изменение срока уплаты федеральных налогов, пени и штрафов необходимо направить заявление в уполномоченный орган. Отсрочка (рассрочка) по уплате налога может быть предоставлена организации, на срок, не превышающий один год и на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов.

    Пунктом 1 статьи 63 Кодекса определены органы, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов, являются:
    1) по федеральным налогам, сборам – ФНС России (через управление ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица).
    2) по региональным и местным налогам – налоговый орган по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица, то есть Управления Федеральной налоговой службы по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица.

    Рекомендуемая форма заявления приведена в приложении № 1 к Порядку изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденным приказом ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@ (далее – Порядок), где указывается форма изменения срока уплаты налога, сбора, наименование налога, сбора, сумма, срок, основание, предусмотренное соответствующим подпунктом пункта 2 статьи 64 Кодекса, а также в соответствии с п. 5.2 статьи 64 Кодекса принимается обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности.

    Отсрочка (рассрочка) по уплате налога может быть предоставлена юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, финансовое положение которых не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка), при наличии хотя бы одного из следующих оснований (пункт 2 статья 64 глава 9 Кодекса):
    1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
    2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица — получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
    3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
    4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога (только для индивидуальных предпринимателей);
    5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер.

    Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении отсрочки (рассрочка) по уплате налога, определен пунктом 5 статьей 64 главой 9 Кодекса и пунктом 3 Порядка):
    1) справка налогового органа по месту учета о состоянии расчетов
    по налогам, сборам, пеням и штрафам;
    2) справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банке;
    3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
    4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;
    5) перечень контрагентов – дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами – дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);
    6) обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение
    о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый график погашения задолженности;
    7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 статьи 64 Кодекса.

    В соответствии с пунктом 5.1 статьи 64 Кодекса юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо представлять следующую информацию:
    — к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 статьи 64, прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
    — к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу — получателю бюджетных средств по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 статьи 64, прилагается документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) указанному лицу, и (или) о сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до этого лица в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога;
    — к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 статьи 64, заинтересованному лицу, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в том числе в счет оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагается документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в счет оплаты оказанных таким лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
    — наличие основания, указанного в подпункте 3 пункта 2 статьи 64, устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;
    — к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 4 пункта 2 статьи 64, прилагаются сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание);
    — к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 2 статьи 64, прилагается составленный заинтересованным лицом документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такого лица доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, составляет не менее 50 процентов.

    Согласно пункту 5.3. статьи 64 Кодекса по требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительства.

    Статья написана по материалам сайтов: www.iptsu.ru, primelegal.ru, nalogkodeks.ru.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector